Порядок создания фонда

Содержание

3.1. Порядок создания фонда

Порядок создания фонда

Создание негосударственных некоммерческих орга­низаций в системе российского общего образова­ния получает все большее распространение.

При­чем речь идет не только и даже не столько о созда­нии частных школ (доля таких образовательных орга­низаций в нашей стране крайне мала, и тенденции к ее уве­личению на протяжении последних лет не отмечается), а онекоммерческих организациях при государственных (го­родов Москвы и Санкт-Петербурга) и муниципальных об­щеобразовательных учреждениях.

Такие организации создаются либо для оказания плат­ных дополнительных образовательных услуг, либо для при­влечения внебюджетных средств (благотворительной по­мощи).

В первом случае используется в большинстве случаеворганизационно-правовая форма автономной некоммер­ческой организации (АНО), основной целью деятельнос­ти которой согласно п. 1 ст.

10 Федерального закона«О некоммерческих организациях» как раз и является «пре­доставление услуг в области образования, здравоохране­ния, культуры, науки, права, физической культуры и спортаи иных услуг».

АНО учреждается, как правило, группой пе­дагогов и родителей, затем получает лицензию на оказа­ние платных образовательных услуг, заключает трудовыелибо гражданско-правовые договоры. Как правило, АНО ведет своюдеятельность на базе и в помещениях одной или нескольких государ­ственных или муниципальных школ.

Преимуществ у АНО несколько: возможность использовать упрощенную систему налогообложения,тем самым несколько уменьшить налоговое бремя, и свобода в расхо­довании средств, получаемых от платных услуг (нет необходимостисогласовывать смету с учредителем). Проблемные вопросы вызываеторганизация взаимоотношений школы и АНО.

Оформление договор­ных отношений аренды является достаточно сложной и трудоемкой процедурой, а в некоторых муниципалитетах дело, практически, без­надежное. Более удобным в этом случае будет использование моделидоговора простого товарищества в его некоммерческом варианте (гл. 55 ГК РФ)*.

Кроме АНО для организации дополнительного образования де­тей могут быть использованы организационно-правовые формы не­коммерческих организаций с фиксированным членством (неком­мерческое партнерство, детско-юношеская общественная органи­зация). Опыт использования этих форм накоплен в Красноярском крае**.

На практике большее распространение получил второй вариант, когда негосударственная некоммерческая организация не занима­ется оказанием платных образовательных услуг, а аккумулирует и контролирует использование средств, полученных в качестве бла­готворительной помощи.

Для этой цели создается благотворитель­ный фонд как самостоятельное юридическое лицо, основной целью деятельности которого является материально-финансовая помощь школе в реализации образовательных и иных программ.

Фонд по­лучает более широкие возможности привлечения средств, нежели некоммерческие организации, оказывающие либо организующие оказание дополнительных образовательных услуг. Источником средств фонда становятся не только потребители дополнительных образовательных услуг, но и предприниматели, выпускники и иные лица, имеющие желание и возможность оказать помощь школе.

Выбор модели привлечения средств через АНО либо фонд зависит от многих составляющих и в принципе аналогичен выбору модели привлечения средств школой самостоятельно: в качестве платы за дополнительные образовательные услуги либо в качестве пожерт­вований.

Как правило, изначально фонд поддержки конкретной школы со­здается в рамках встречной инициативы администрации школы, ро­дительской общественности, выпускников школы.

Фонд может быть учрежден как гражданами — физическими лицами, так и юридичес­кими лицами, в том числе и ими совместно. В принципе, для созда­ния фонда достаточно одного учредителя (физического или юриди­ческого лица).

На практике подобные фонды создаются нескольки­ми наиболее активными, «заводными» родителями, которые есть в каждой школе.

В частных беседах родители обучающихся и директора школ, в инте­ресах которых такие фонды уже созданы, оценивают эту форму попе­чительства как весьма успешную. Родители называли в качестве поло­жительных сторон фонда прозрачность использования средств, кол­легиальное принятие решений, регулярные подробные отчеты ис­полнительного органа фонда о расходовании средств.

Директора школ сходятся в том, что модель привлечения дополни­тельных средств через фонд, во-первых, позволяет максимально учестьинтересы, пожелания, возможности родителей обучающихся, иныхзаинтересованных, неравнодушных лиц, во-вторых, позволяет обезо­пасить администрацию от риска нарушения весьма запутанного фи­нансового законодательства (ведь получает и расходует средстваименно фонд, а не директор), исключает необходимость ведения слож­ного бухгалтерского учета, а также согласования смет расходов с уч­редителем. Фонды активно работают со школами, обслуживаемыми централизованными бухгалтериями.

Словом, фонд, с одной стороны, гарантирует целевое использова­ние средств родителей обучающихся, выпускников школы, предпри­нимателей — основной категории благотворителей, а с другой — яв­ляется хорошим средством от «головной боли» для директора школы

* Тут будет ссылка на статью Седельникова в № 5 ЮЖДШ (второго полугодия 2006 г., еще не вышел).

** Седельников А.А. Государственно-общественное управление деятельностью по реализации платных дополнительных образовательных услуг: правовой, организационный и экономический аспекты // Юридический журнал директора школы. 2006. № 3. С. 17–21.

Кроме благотворительного фонда поддержки одной конкретной школы, часто создаются фонды, осуществляющие благотворитель­ную деятельность по поддержке нескольких образовательных уч­реждений, как правило, в пределах одного муниципального обра­зования.

Родители и иные жертвователи, осуществляя благотво­рительную помощь, могут указать конкретную школу, которую они хотели бы поддержать.

Создание и деятельность общего для не­скольких образовательных учреждений фонда имеет преимуще­ства, связанные с возможностью сокращения организационных издержек, и, таким образом, получает широкое распространение в небогатых муниципалитетах, где накладные расходы при органи­зации фонда поддержки конкретной школы могут сделать такую деятельность неэффективной. Кроме того, действующие на муни­ципальном уровне фонды часто выполняют функции некоторого совещательного органа по вопросам образования, тем самым, реализуя принцип государственно-общественного характера уп­равления образованием, провозглашенный в ст. 2 Закона РФ «Об образовании». Положения, изложенные в настоящей главе по от­ношению к фонду поддержки конкретной школы, актуальны и для рассматриваемого фонда поддержки образования, действующе­го на муниципальном уровне.

3.1. Порядок создания фонда

Создание и функционирование фонда поддержки школы регулиру­ется Гражданским кодексом РФ, федеральными законами «О неком­мерческих организациях», «О благотворительной деятельности и бла­готворительных организациях», «О государственной регистрации юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Рассмотрим наиболее часто встречающийся вариант учрежденияфонда родителями обучающихся, т.е. физическими лицами. С 18 ап­реля 2006 г. начал действовать новый порядок государственной реги­страции некоммерческих организаций, введенный Федеральным за­коном от 10 января 2006 г. № 18-ФЗ.

Теперь решение о государствен­ной регистрации некоммерческих организаций (в том числе и фон­дов) принимает Федеральная регистрационная служба (ее террито­риальные органы по месту нахождения постоянного действующего исполнительного органа, т.е. предполагаемого юридического адре­са фонда).

Прежде всего, необходимо подготовить документы для государ­ственной регистрации. Учредители должны в письменной форме вы­разить свое желание организовать фонд, определить руководителяфонда и утвердить устав фонда для регистрации.

Обычно такая про­цедура оформляется решением общего собрания учредителей, офор­мленным соответствующим протоколом, который необходимо пред­ставить в уполномоченный регистрационный орган в двух экземпля­рах.

Приводим примерную форму такого протокола.


Протокол № 1

Общего собрания учредителей Благотворительного

фонда поддержки муниципального образовательного

учреждения «Средняя школа № 99»

Г. Н-ск (дата)

Присутствовали:

Петров Николай Романович,____ года рождения, паспорт________ ,

выдан_________________________________ , проживающий по адресу:

___________________________________________________________ .

Сергеев Иван Петрович,_____ года рождения, паспорт ___________ ,

выдан_________________________________ , проживающий по адресу:

___________________________________________________________ .

Уварова Ольга Олеговна,____ года рождения, паспорт __________ ,

выдан_________________________________ , проживающий по адресу:

___________________________________________________________ .

Кворум — 100%.

Председатель собрания: Сергеев Иван Петрович.Секретарь собрания: Уварова Ольга Олеговна.

Повестка дня:

1.Об учреждении Благотворительного фонда поддержки муници­пального образовательного учреждения «Средняя школа № 99» (да­лее — Фонд).

2.О месте нахождения и почтовом адресе Фонда.

3.Об утверждении устава Фонда.

¹ 7, 2006 ã.

4.Об избрании директора Фонда.

5.Об утверждении состава Попечительского совета Фонда;

6.О государственной регистрации Фонда.

Слушали по вопросам повестки дня Сергеева Ивана Петровича.

Постановили:

По первому вопросу — учредить Благотворительный фонд поддер­жки муниципального образовательного учреждения «Средняя школа № 99».

Результаты ания — единогласно.

По второму вопросу — место нахождения и почтовый адрес Фонда

установить:_____________________ .

Результаты ания — единогласно.

По третьему вопросу — утвердить устав Фонда (прилагается).Результат ания — единогласно.

По четвертому вопросу — избрать директором Фонда Сергеева

Ивана Петровича, _____ года рождения, паспорт ____________ , выдан

____________________________________ , проживающий по адресу:

____________________________________________________ .

Результат ания — единогласно.

По пятому вопросу — утвердить состав Попечительского совета Фонда: Сергеев Иван Петрович (председатель); …

По шестому вопросу — поручить государственную регистрациюФонда в Федеральной регистрационной службе Сергееву Ивану Пет­ровичу. Результаты ания — единогласно.

Председатель собрания ________ (Сергеев И.П.)

Секретарь собрания ________ (Уварова О.О.)

Устав фонда

Несколько слов о требованиях к уставу фонда. Согласно п. 2 ст. 52Гражданского кодекса РФ и ст. 14 Федерального закона «О некоммер­ческих организациях» устав фонда должен содержать сведения о:

наименовании, включающем слово «фонд» и содержащем указаниена характер его деятельности;

месте нахождения фонда (юридический адрес);

порядке управления деятельностью фонда, указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их фор­мирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их ос­вобождения;

предмете и цели деятельности;

филиалах и представительствах (при их наличии);

источниках формирования имущества фонда;

порядке внесения изменений в учредительные документы фонда;

порядке использования имущества в случае ликвидации фонда.

Источник: http://lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/rojkov/31.php

10.1. Понятие и порядок создания наследственных фондов

Порядок создания фонда

С 1 сентября 2018 года в Российской Федерации действует новый правовой институт — наследственный фонд, который предоставляет гражданам дополнительные возможности распоряжения своим имуществом на случай смерти.

Согласно п. 1 ст. 123.

20-1 ГК РФ наследственным фондом признается фонд, создаваемый в установленном законом порядке во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества и осуществляющий деятельность по управлению имуществом этого гражданина, полученным в порядке наследования. Управление наследственным имуществом может осуществляться как бессрочно, так и в течение определенного срока в соответствии с условиями управления наследственным фондом.

Наследственный фонд как альтернативный способ распоряжения наследственным имуществом ориентирован, прежде всего, на граждан, обладающих высоким уровнем дохода и множеством активов, сохранение и преумножение которых после смерти таких наследодателей далеко не всегда может быть гарантировано совершением завещания.

Наследственный фонд в этом смысле является эффективным инструментом управления имуществом после смерти таким образом и в таких целях, которые выберет и установит сам наследодатель. Создание наследственных фондов широко распространено в зарубежных правопорядках и в подавляющем большинстве случаев осуществляется в благотворительных целях.

Так, например, наследодатель указывает в решении о создании фонда, что доходы от управления его активами должны быть потрачены 
на помощь детям, малоимущим семьям или каким-либо общественным объединениям.

Таким образом, благодаря учреждению наследственного фонда наследодатель и после смерти может оказывать финансовую поддержку избранным им гражданам или организациям.

Порядок учреждения наследственного фонда в Российской Федерации включает в себя обязательное составление гражданином завещания, в котором необходимо предусмотреть создание наследственного фонда; составление гражданином при жизни решения об учреждении наследственного фондаутверждение гражданином устава фонданаправление нотариусом, ведущим наследственное дело, заявления 
с приложением указанных документов (п. 2 ст. 123.20-1 ГК РФ). Наименование наследственного фонда должно включать слова «наследственный фонд» (п. 8 ст. 123.20-1 ГК РФ). При соблюдении этих условий после смерти гражданина создается наследственный фонд и впоследствии призывается к наследованию по завещанию в порядке, установленном разделом V ГК РФ.

В соответствии со ст. 1124 ГК РФ, а также ст. 63.

2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) нотариус, ведущий наследственное дело, после смерти завещателя обязан получить электронный образ решения об учреждении наследственного фонда и электронный образ устава наследственного фонда и передать их в уполномоченный государственный орган, а также запросить у нотариуса, хранящего экземпляры завещания, один экземпляр завещания и по его получении передать лицу, выполняющему функции единоличного исполнительного органа наследственного фонда, один экземпляр решения об учреждении наследственного фонда, устава наследственного фонда и условий управления наследственным фондом.

Наследственный фонд не подлежит регистрации по истечении одного года со дня открытия наследства (п. 2 ст. 123.20-1 ГК РФ).

При создании наследственного фонда и принятии им наследства нотариус обязан выдать фонду свидетельство о праве на наследство в срок, указанный в решении об учреждении наследственного фонда, но не позднее срока, предусмотренного ГК РФ для принятия наследства, который 
по общему правилу составляет шесть месяцев со дня открытия наследства.

В случае неисполнения нотариусом указанных обязанностей наследственный фонд вправе обжаловать бездействие нотариуса (п. 3 ст. 123.20-1 ГК РФ).

Кроме того, любые действия нотариуса, нарушающие распоряжения наследодателя относительно создания наследственного фонда и условий управления им, могут быть оспорены выгодоприобретателями наследственного фонда, душеприказчиком или наследниками. Если нотариус не исполняет обязанность по созданию наследственного фонда, наследственный фонд может быть создан на основании решения суда по требованию душеприказчика или выгодоприобретателя наследственного фонда (п. 2 ст. 123.20-1 ГК РФ).

Что касается требований к завещанию, предусматривающему создание наследственного фонда, то оно подлежит обязательному нотариальному удостоверению и должно включать в себя решение завещателя об учреждении наследственного фонда, устав фонда, а также условия управления наследственным фондом (п. 2 ст. 123.20-1 ГК РФ). Завещания, содержащие решение об учреждении наследственного фонда, не могут быть закрытыми, а также не могут быть совершены в чрезвычайных обстоятельствах. Несоблюдение этих требования влечет ничтожность указанных завещаний (п. 5 ст. 1126, п. 4 ст. 1129 ГК РФ).

Условия управления наследственным фондом должны содержать положения о передаче определенным третьим лицам (выгодоприобретателям фонда) или отдельным категориям лиц из неопределенного круга лиц всего имущества наследственного фонда или его части, в том числе при наступлении обстоятельств, относительно которых неизвестно, наступят они или нет. Кроме того, условиями управления наследственным фондом может быть предусмотрено, что выгодоприобретатели фонда или отдельные категории лиц, которым подлежит передаче имущество фонда, определяются органами фонда в соответствии с условиями управления фондом. В условиях управления наследственным фондом также должен быть определен порядок передачи выгодоприобретателям или отдельным категориям лиц всего имущества фонда или его части, в том числе доходов 
от деятельности фонда. Для этого наследодатель должен указать вид и размер передаваемого имущества или порядок их определения, срок или периодичность передачи имущества, а также предусмотреть обстоятельства, при наступлении которых осуществляется такая передача (п. 4 ст. 123.20-1 ГК РФ). Условия управления наследственным фондом, равно как и его устав не могут быть изменены после создания наследственного фонда. Исключением из этого правила является изменение условий или устава решением суда по требованию любого органа фонда в одном из следующих случаев. Во-первых, если управление наследственным фондом на прежних условиях стало невозможно по обстоятельствам, возникновение которых при создании фонда нельзя было предполагать. Во-вторых, если будет установлено, что выгодоприобретатель является недостойным наследником, если только это обстоятельство не было известно в момент создания наследственного фонда (п. 6 ст. 123.20-1 ГК РФ).

Как указывается в ст. 63.

2 Основ, нотариус, ведущий наследственное дело, обязан довести условия управления наследственным фондом до сведения лиц, которые в соответствии с решением об учреждении наследственного фонда вошли в состав коллегиальных органов наследственного фонда. Нотариус также обязан передать выгодоприобретателю по его заявлению копию решения об учреждении наследственного фонда вместе с копиями устава наследственного фонда и условий управления наследственным фондом.

Формирование имущества наследственного фонда происходит при создании фонда, в ходе осуществления им своей деятельности, а также за счет доходов от управления его имуществом. При этом безвозмездная передача иными лицами имущества в наследственный фонд не допускается (п. 3 ст. 123.20-1 ГК РФ).

умерший гражданин, имущество которого переходит другим лицам в порядке наследования.уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц).принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Нематериальные блага, неимущественные права и обязанности, а также имущественные права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя (право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и др.) в состав наследства не входят.это третье лицо, в пользу которого заключен гражданско-правовой договор (договор страхования, договор доверительного управления имуществом).

Источник: https://notariat.ru/sovet/pages/tag/101-poniatie-i-poriadok-sozdaniia-nasledstvennykh-fondov/

Регистрация фонда в 2020 году: пошаговая инструкция и сроки

Порядок создания фонда

Фондом признается признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. В настоящей статье мы представляем подробную пошаговую инструкцию по созданию и регистрации фонда с учетом новых правил, этапы создания и регистрации фонда, особенности регулирования деятельности благотворительного фонда. 

Пошаговая подробная инструкция “Открытие и регистрация фонда самостоятельно”

Итак, что нужно для того чтобы открыть и зарегистрировать фонд в Минюсте самостоятельно? Порядок создания и регистрации фонда можно описать пошагово следующим образом:

Шаг 1.Определяем структуру фонда, учредителя и лицо, действующее без доверенности от имени фонда

Процедура создания фонда должна включать в себя определение учредителя (ей), выбор режима налогообложения, видов деятельности,  структуры органов управления фонда, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам.

Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем. Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущего фонда, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д.

Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы фонда быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.

При определении состава учредителей фонда необходимо учитывать следующие положения закона.

 Также, как и во многих иных НКО, учредители фонда утрачивают права на имущество, деньги, переданные в собственность фонда в отличие, например, от ООО, в которой участники имеют долю в уставном капитале.

Вместе с тем, фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей, а учредители по долгам фонда. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

При определении структуры органов управления фонда нужно учитывать требования закона:

  • Высший коллегиальный орган управления (принимает решения по “особо” важным вопросам)
  • Единоличный исполнительный орган фонда (председатель, генеральный директор и т.д.) – назначается высшим коллегиальным органом, осуществляет оперативное управление (при назначении данного лица проверьте, нет ли сведений о нем в реестре дисквалифицированных лиц на сайте ФНС)
  • Коллегиальный исполнительный орган  (совет, президиум и т.д.) – может назначать по желанию, не является обязательным
  • Попечительский  совет фонда – осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Структура высшего органа управления благотворительной организации, компетенция, порядок формирования, срок полномочий, порядок принятия решений и порядок формирования иных органов управления, полномочия устанавливаются уставом фонда.

При создании фонда нужно учитывать, что реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Особенности создания и регистрации благотворительного фонда

При открытии благотворительного фонда (например, фонда помощи сиротам, онкобольным и т.д.

) необходимо учитывать общие положения о регистрации фондов, изложенные в настоящей инструкции, а также специальных положениях, предусмотренные Законом о благотворительной деятельности (от 11.08.

1995 № 35-ФЗ). Данным законом установлены следующие особенности при создании и деятельности благотворительных фондов:

  • к исключительной компетенции высшего органа благотворительного фонда относятся также: утверждение благотворительных программ; утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета
  • ограничения в отношений лиц, занимающих должности в органах управления: члены высшего органа управления благотворительного фонда выполняют свои обязанности в этом органе на безвозмездной основе; в составе высшего органа управления благотворительного фонда может быть не более 1 работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса); члены высшего органа управления благотворительного фонда и должностные лица благотворительного фонда не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является фонд
  • ограничения деятельности благотворительного фонда: для создания материальных условий реализации благотворительных целей благотворительный фонд вправе учреждать хозяйственные общества, но не допускается участие благотворительного фонда в хозяйственных обществах совместно с другими лицами; благотворительный фонд не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний
  • источники формирования имущества благотворительного фонда: взносы учредителей благотворительного фонда; благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме; доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг; поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев (волонтеров), включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями); доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности; доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией; труд добровольцев (волонтеров); иные не запрещенные законом источники
  • ограничения по использованию имущества благотворительного фонда: благотворительный фонд не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 % финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год, за исключением оплаты труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ; в случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 % благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение 1 года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования, благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели также в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой; имущество благотворительного фонда не может быть передано (в формах продажи, оплаты товаров, работ, услуг и в других формах) учредителям (членам) этой организации на более выгодных для них условиях, чем для других лиц; на финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80 % поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности.
  • обязательная отчетность благотворительного фонда: благотворительный фонд ежегодно (в сроки, установленные для подачи отчета в налоговые органы) представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
  • Благотворительный фонд обеспечивает также открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам. Средства, затраченные на публикацию ежегодного отчета и информации о деятельности благотворительной организации, засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели. 
  • при нарушении требований закона регистрирующий орган выносит предупреждение, а в случае неоднократного нарушения благотворительный фонд может быть ликвидирован

Шаг 2.Определяем место нахождения фонда

На практике место нахождения организации, указанное в государственном реестре, часто называется “юридическим адресом” организации, данный адрес в первое время существования НКО зачастую не соответствует фактическому месту нахождения.

Так как регистрирующие органы при регистрации фонда менее щепетильны при проверке юр.

адреса, чем при внесении изменений в части адреса, то учредители ассоциации часто использует не совсем “качественный” адрес, что в дальнейшем может привести к значительным рискам и убыткам.

 Мы советуем уже при создании фонда подойти серьезно к выбору места нахождения. Подробнее о выборе юридического адреса НКО читайте в статье: “Юридический адрес: как выбрать, риски недостоверности юридического адреса”.

После выбора адреса необходимо получить от собственника помещения документы, подтверждающие использование юридического адреса: гарантийное письмо о предоставлении адреса для регистрации НКО, копию документа о праве собственности, договор аренды (если помещение арендуется). Эти документы для регистрации необязательны, но могут пригодиться в будущем для законного функционирования организации. 

Шаг 3.Разрабатываем учредительные документы будущей фонда и принимаем решение о его создании

Учредительным документом для фонда является устав.

Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово “фонд”, месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Учредителям союза нужно быть готовыми к тому, что регистраторы (сотрудники Минюста) очень тщательно изучают устав некоммерческих организаций на предмет соответствия его закону, отсутствия противоречий и т.д. (в отличие от регистрации ООО налоговыми органами, поэтому срок регистрации в Минюсте значительно больше, чем срок регистрации ООО). Возможно, учредителям придется ни раз переделывать устав, чтобы он “устроил” сотрудников Минюста.

Для регистрации фонда необходимо принять решение о ее создании.  Решение о создании фонда принимается всеми учредителями единогласно и оформляется протоколом об учреждении фонда.

В любом случае протокол общего собрания о создании фонда должен содержать:

  • дату и место проведения общего собрания
  • список учредителей – участников общего собрания
  • сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) органов управления фонда
  • существо принятых решений и результаты ания по ним
  • сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах органов управления фонда
  • определение места нахождения фонда
  • утверждение устава
  • фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря общего собрания, ответственных за составление протокола

Шаг 4.Готовим заявление по форме Р11001 о регистрации фонда, заверяем подпись заявителя (заявителей) на заявлении нотариально (при необходимости)

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 года № ММВ-7-6/25@.

Для регистрации фонда нужно заполнить: титульный лист, листы со сведениями об учредителях, о руководителе (иных лицах, осуществляющих его функции) и со сведениями о заявителе.

Учитывайте общие и специальные требования к заполнению заявления. Если этого не сделать, то в госрегистрации фонда может быть отказано.

Как заполнить заявление по форме Р11001 при регистрации фонда?

    1. Титульный лист заявления по форме Р11001На титульном листе обязательно заполните первые два раздела. При заполнении титульного листа укажите:

    • разд. 1 (Наименование на русском языке). Укажите полное наименование фонда, т.е. полностью напишите организационно-правовую форму (фонд), а также название фонда. Сокращенное наименование укажите, если оно предусмотрено в учредительном документе.
    • разд. 2 (Адрес (место нахождения)). Адрес руководителя (иных лиц, выполняющих его функции), по которому будет поддерживаться связь с фондом (юридический адрес, о котором говорилось выше). Обязательно укажите индекс и код субъекта РФ. Остальные графы (например, о районе, населенном пункте) заполните, если в адресе есть соответствующие элементы. Фонды, адрес которых находится в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, не указывают: район, город, населенный пункт. Указывайте “юридический” адрес в точном соответствии с документами, подтверждающими предоставление адреса.

    2. Сведения об учредителях 

    Источник: https://www.dvitex.ru/poleznoe/biznes/registratsiya-kompaniy/registratsiya-fonda-poshagovaya-instruktsiya-i-sroki/

    Основные положения о фонде

    Порядок создания фонда
    Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Гражданское право – разделы » Юр. лица » Основные положения о фонде

    Организация, основанная физическими или юрлицами, без членства, на базе добровольных взносов, которые используются для достижения уставной цели.

    Фондом называют унитарную некоммерческую организацию, юридическое лицо, которое в качестве цели деятельности имеет общественно полезную задачу, изложенную в Уставе организации. Целью деятельности фонда не может быть получение прибыли.

    Фонд, как юридическое лицо, его особенности функционирования, этапы формирования, виды, регулируются нормами Гражданского кодекса, нормативными актами, федеральными законами. Главным принципом организации фонда является добровольность.

    Основанием для формирования юридического лица является не членство, а взносы, которые вносятся для развития организации и достижения ее цели на добровольном основании.

    Положения закона «О некоммерческих организациях» предлагают такое определение понятия: «фонд» – организация, основанная физическими или юридическими лицами, без членства, на основании взносов, которые вносятся в добровольном порядке и используются для достижения уставной цели юридического лица.

    Сферы деятельности организации: культура и искусство, благотворительность, просвещение, образование и другие.

    Фонд имеет имущественные права, которые позволяют распоряжаться имуществом и приобретать его с целью достижения поставленных задач и целей.

    Также, согласно положениям Гражданского кодекса, если предпринимательство и получение прибыли не являются центральной задачей, а возможностью добиться цели, они разрешены.

    Ежегодно фонд должен предоставлять общественности и уполномоченным органам отчет о своей деятельности.

    особенность данного юридического лица: фонд является объединением имущества, используемого для достижения общественно важной цели.

    Виды и цели фондов

    Фонды функционируют на основании целей, поставленных в уставной документации организации. Уставные цели фонда касаются достижения общественного блага в образовательной, здравоохранительной, культурной сферах, благотворительности, физической культуре, спорте, удовлетворении духовных потребностей граждан.

    Поскольку фонд является некоммерческой структурой, его целью не может быть получение прибыли. Предпринимательская деятельность может быть видом деятельности организации, но она служит достижению общественной пользы.

    Согласно нормам закона, цели фонда – размытое понятие, отсутствует конкретная формулировка данного понятия в положениях законов и Гражданского кодекса.

    Таким образом, целями деятельности организации может быть любая деятельность, направленная на удовлетворение духовных, нематериальных нужд населения.

    Любые цели, которые может ставить перед собой некоммерческая организация, могут быть внесены в уставную документацию фонда.

    Виды фондов представлены различными вариантами, в зависимости от цели данного юридического лица. Наиболее популярные виды – общественный и благотворительный фонды.

    Организационно-правовые формы фондов

    Фондом называют организацию некоммерческого типа, унитарную, действующую на основании Устава и норм законодательства Российской Федерации. Виды деятельности фонда включают занятия общественно полезными задачами с целью удовлетворения нематериальных потребностей граждан, предпринимательская деятельность, необходимая для достижения основной задачи фонда.

    Основная особенность фонда – его целевая правоспособность, которая формируется целью его деятельности. Формой проявления правоспособности является способность получать доход от предпринимательской деятельности, владеть имуществом.

    Понятие целевой (специальной) правоспособности фондов

    Фонд является юридическим лицом и имеет целевую правоспособность. Это свойство является главным признаком некоммерческой организации.

    На основании норм законодательства, фонд может иметь имущество, которое находится в его собственности и используется для достижения уставной цели организации. Фонды несут ответственность перед гражданами, что требует составления отчетности для информирования о своих тратах.

    О тратах имущества и материальных ценностей организация должна отчитываться ежегодно, подавая отчет о своей деятельности. Цели и задачи юридического лица изложены в Уставе – главном документе фонда.

    Учредители фондов, порядок создания фондов

    Учредители и участники фонда – физические и юридические лица, которые по нормам закона, имеют право формировать данный тип некоммерческих организаций. Создать фонд может коммерческая или некоммерческая организация, публично-правовое образование.

    Ограничения для некоторых категорий лиц на право создания фонда изложены в нормах законов и имеют императивный характер. Не могут создавать фонды органы местного самоуправления, государственные органы власти. Также они не могут быть участниками организации, независимо от типа фонда.

    Закон «О благотворительных организациях» фиксирует положение, согласно которому государственные органы власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями.

    Поскольку одним из свойств фонда является отсутствие понятия членства, состав учредителей данной организации меняться не может. Создателями юридического лица может быть также единственный участник.

    Учредительная документация фондов, требования устава

    Устав фонда – главный и единственный учредительный документ фонда и других некоммерческих организаций. В тексте документа содержаться основные положения о деятельности юридического лица.

    В документе содержатся:

    • Особенности формирования структурных органов фонда.
    • Порядок формирования попечительского совета.
    • Цели создания фонда – наиболее важная часть документа.
    • Порядок распределения имущества в случае ликвидации фонда.
    • Наименование.
    • Адрес/Метро регистрации.
    • Ответственность участников.
    • Количество участников, состав, должностные лица фонда.
    • Виды деятельности организации.

    Устав фонда необходим при регистрации данной организации в уполномоченных органах. Если юридическое лицо планирует занятия предпринимательской деятельностью, это необходимо указать в документации.

    В Уставе обязательно должен фиксироваться факт того, что юридическое лицо является фондом.

    Отсутствие возможности реорганизации фонда

    Согласно положениям закона, фонд не может быть реорганизован. Ранее существовало положение, которое давало право реорганизовать фонд, но оно было исключено.

    В фонд могут быть преобразованы некоммерческие структуры.

    Причиной невозможности реорганизации считается положение, согласно которому нельзя изменить правовую форму функционирования фонда.

    Кузнецов Федор Николаевич

    Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

    Источник: https://advokat-malov.ru/yur.-lica/osnovnye-polozheniya-o-fonde.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.