Постановление о сносе

Принят закон о комплексном развитии территорий

Постановление о сносе

Новый закон вводит единый механизм КРТ и сноса аварийного и ветхого жилья. Инициатива дает регионам право утверждать адресные программы сноса и реконструкции многоквартирных домов с учетом мнения жителей. У властей субъектов РФ будут полномочия по определению технических характеристик многоквартирных домов, которые могут быть включены в эти программы.

План 2020 года по расселению аварийного жилья выполнили 56 регионов

Как ранее заявил депутатам вице-премьер Марат Хуснуллин, цель поправок – не только создать механизм для ускоренного расселения аварийного и ветхого жилья, но и сделать городскую среду комфортной.

Он подчеркнул, что интересы жильцов в документе защищены.

В кабмине рассчитывают, что буквально после принятия документа регионы начнут активнее расселять аварийное и ветхое жилье – это в первую очередь касается тех субъектов Федерации, которые к этому готовы, уточнил вице-премьер.

Для проведения собрания по вопросу включения многоквартирного дома в программу КРТ нужно, чтобы на него пришли больше половины жильцов. А непосредственно для решения необходимы две трети всех жильцов, а не только участников собрания. Важно, что будут учитываться голоса как собственников, так и нанимателей квартир – они будут ать как представители собственников.

Собственник примет решение о компенсации сам – у него будет право выбора между равноценным денежным возмещением стоимости квартиры и равноценным жильем, уточнил один из авторов проекта депутат Евгений Москвичев.

При этом переселенцам должна возмещаться именно рыночная стоимость помещения, которая включает в себя в том числе и рыночную стоимость общего имущества, земельного участка, понесенных затрат.

И это возмещение будет именно предварительным.

Прописывается также, что нанимателю взамен освобождаемого им жилого помещения предоставляется другое равноценное жилое помещение по договору социального найма. Общая и жилая площади, а также количество комнат уменьшиться не должны.

Землю после сноса аварийных домов смогут получить многодетные семьиПри этом очередники сохраняют право состоять на учете и после переселения. А взамен комнаты в коммунальной квартире, признанной таковой до 1 января 2021 года, предоставляется отдельная квартира.

Нежилые же помещения на первых этажах подлежат изъятию с предварительным возмещением.

Еще одна важная норма в пользу граждан: в год расселения дома жильцы освобождаются от взносов на капитальный ремонт. А то, что было уплачено до этого, идет в общий фонд на реализацию решения по комплексному развитию территории.

В программу расселения регионы смогут включать не только аварийные многоквартирные дома, но и ветхие. Сносить разрешается здания, капремонт которых слишком дорог или где существует определенный физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент).

Параметры износа, требуемые для решения о сносе, определят регионы. Также местные власти установят предельную цену капремонта: если он окажется дороже норматива, дом можно пускать под снос.

Кроме того, в программу расселения могут быть включены многоквартирные дома, в которых отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения.

“Граждане получат возможность переехать из бараков, из домов без инженерных сетей, без канализации, без отопления в нормальные дома”, – подчеркнул зампред профильного комитета Павел Федяев. Новые нормы, заявил он, позволят расселить то аварийное жилье, на которое не хватало средств федерального и региональных бюджетов.

“Этот закон – серьезный шаг вперед в решении проблем граждан, которые живут в аварийном и ветхом жилье, – подчеркнул в ходе обсуждения документа в третьем чтении председатель Госдумы Вячеслав Володин. – Нам надо решать проблемы с домами, которые были построены еще в императорской России и в советское время”.

Что изменит расселение аварийных домов по новой программе

Он также объяснил, почему так много полномочий решено отдать в области переселения регионам. Володин напомнил, что Россия – это не только Москва. В каждом регионе своя специфика.

И унифицированное решение в данной сфере, по словам спикера, точно войдет в конфликт с региональными полномочиями.

“А вот что касается прав граждан, тут правила должны быть едиными”, – уверен глава нижней палаты парламента.

Депутатам, продолжил он, необходимо контролировать реализацию закона. Для этого предстоит создать рабочую группу и “уже через три месяца собраться и посмотреть, что сделано в регионах”. В частности, призвал Володин, надо заняться этим вопросом уже на новогодних каникулах, “потому что у политиков отпусков не бывает”.

“Посмотрите в глаза избирателям, которые живут в ветхом жилье”, – обратился спикер к тем депутатам, которые не стали ать за поправки.

Источник: https://rg.ru/2020/12/23/priniat-zakon-o-kompleksnom-razvitii-territorij.html

Способы узаконивания самостроя через Московскую городскую комиссию (МГК)

Постановление о сносе

Легализировать объекты самовольного строительства может Московская городская комиссия города Москвы (МГК). Именно туда следует обращаться гражданам, имеющим основания считать свои постройки законными.

Тем не менее, чтобы обезопасить себя от тех или иных непредвиденных обстоятельств и добиться сохранения возведенной постройки, необходимо иметь представления о многих не типичных нюансах процедуры узаконивания, а также иметь представление об ее этапах и особенностях.

Предусмотренные нормативными документами причины для сноса «самостроя» в Москве

Правительством Москвы 08.12.2015 года было принято Постановление №829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы». В нем содержится информация по всем объектам, будь то здания, сооружения или строения, которые государство причислило к самовольно возведенным.

Все сооружения, которые возводятся (создаются) в городской черте Московского городского округа на участках земли, и не оформленные должным образом, законодательно причисляются к «самострою» и подлежат сносу. Законодательно запрещено возводить «самострои» на территориях общего пользования.

Количество объектов, которые подлежат сносу, в несколько раз увеличилось с тех пор, как было подписано Постановление! Сперва должностными лицами планировалось осуществить снос ста четырех незаконно построенных объектов. Но последняя редакция нормативного документа увеличила число подлежащих сносу построек до трехсот восьмидесяти шести.

В 2019 году московской Мэрией была предложена компенсация в размере 55,5 тысяч рублей, выдаваемый за каждый метр квадратный сооружения, если будет проводиться самостоятельный его демонтаж.

Следует иметь ввиду, что 11.12.2013 года были внесены поправки в Постановление правительства Москвы № 819-ПП. В данном нормативном документе расширен перечень строение, зданий и сооружений, которые могут попадать под понятие «самовольная постройка».

Гражданское законодательство, исходя из изложенной в ст.3 ГК РФ информации, состоит из таких нормативных актов, как Гражданский кодекс и федеральные законы его дополняющие.

На федеральном уровне власти и министерства могут издавать собственные акты, в которых будет содержаться иное толкование ГК РФ с некоторыми пояснениями.

При этом имеется оговорка о том, что данные нормативные документы должны издаваться в определенных пределах, предусматренных ГК РФ.

С 11.12.2013 года сносу также подлежат имеющиеся на определенной земельной территории постройки, которые никак не могут быть отнесены к объектам капитального строительства. Это дополнительное требование, установленное Постановлением, в разы увеличило количество незаконного самостроя.

Сносить такие строения имеют право по следующим двум основаниям:

  1. При осуществлении регистрации сооружений и построек, как объекта недвижимого имущества.
  2. При наличии у гражданина свидетельства о государственной регистрации права собственности, оформленное по всем нормам современного законодательства.

ГК РФ передает права на издание актов, которые включают в себя информацию о нормах и правилах гражданских прав, правительству Москвы. Исполнительная власть, тем не менее, не имеет права транслировать акты, которые расширяют нормы, четко установленные гражданским законодательством. Таким образом, незаконно вносить дополнительные причины для сноса «самостроя» в нормативные документы.

Судебная практика

В феврале 2016 года был осуществлен первый недобровольный снос объектов по указу вышестоящих органов власти. Данные постройки были включены в список, опубликованный в Постановлении №829-ПП и 819-ПП. Через суд удалось вывести из перечня объекты, правовая принадлежность которых была доказана, но по факту их уже успели снести.

Все заинтересованные в этом деле граждане отстаивали свои права через Арбитражный суд города Москвы и через Московский городской суд. Было открыто судебное дело о рассмотрении пункта Приложения и отнесения его к противоречащим нормам российского законодательства. Кроме того, собственники настаивали на взыскании понесенных убытков.

В итоге, Верховным судом РФ было признано незаконным изданное Постановление Правительства Москвы в части сноса незаконных объектов. Некоторые жалобы остались не удовлетворенными.

Судебная практика по данной части вопроса собрана в нескольких источниках, ознакомиться с которыми можно самостоятельно. Примеры дел представлены в следующих инстанциях:

  • Арбитражный суд. Дело № А40-254041/2016, А40-182602/2017, А40-53919/2018.
  • Суд общей юрисдикции. Дело № 33а-3206/2016, 33а-3035/2016, 33а-12020/2016.
  • Высший Суд Российской Федерации. Дело № 5-АПГ17-147.

Внесенные в перечень объекты, подлежат исключению и в порядке административного решения через рассмотрение МГК (бывшая ГЗК).

Происходит это через утверждение нового нормативного документа, оспаривающего имеющееся Постановление.

В судебной практике встречаются и такие случаи, когда именно через судебный иск удается добиться положительного решения о признании Постановления № 819 недействительным в части включения некоторых сооружений в перечень.

Для обоснования изложенной позиции Верховным судом РФ была дана ссылка на пункт 26 Постановления № 10/22 от 29.04.2010 года и приложено разъяснение к этому пункту.

В нем оговаривается тот момент, что если гражданин не имеет на руках разрешение на строительство, то это еще не является основанием для сноса построенного или демонтированного им сооружения.

Таким образом, разрешение может отсутствовать, а стройка признаваться законной в том случае, когда происходит признание права собственности на объект.

Важно знать, что имеющаяся регистрация права собственности на объект еще не гарантирует законное его возведение. В данном случае является обязательным то условие, что суд на законных основаниях устанавливает обстоятельства, которые признают постройку незаконной.

Если на руках имеется требование о признании нормативного акта о сносе недействительным, то для рассмотрения дела судья обращает внимание на следующие обстоятельства:

  • На объект должна быть осуществлена регистрация права. Эта процедура должна оформляться в соответствии с установленным законодательством.
  • Не должно быть документа, свидетельствующего о выдаче самого разрешения на строительство.

В еспч подан первый иск, опровергающий законность сноса объектов, которые признаны самостроем

09.02.2016 года в Европейский суд по правам человека была подана жалоба от ООО «Созидание» под номером дела №71215/17. Иск был принят к рассмотрению по делу о противозаконных действиях о сносе некоторых самовольных построек.

Жалоба содержала указание на нарушение закона и применение противоправных действий в отношении имеющихся объектов.

Данный иск был удовлетворен в части признания прав собственности в законном порядке по решению суда, но снос все-таки осуществлен, и при этом не было получено компенсации за причиненный ущерб.

Есть ли шанс узаконить самострой в административном порядке?

Самовольно возведенные или реконструированные постройки могут соответствовать всем полагающимся нормам и правилам, касающимся противопожарной безопасности. Они могут полностью соответствовать всем требованиям гражданского права. При этом, также могут быть совершенно безопасными в ходе их эксплуатации, а также не создавать угрозу здоровья и жизни населения.

По законодательству РФ есть веское основание для вычеркивания объекта их списка при отсутствии какого-либо одного документа: разрешения на реконструкцию или разрешения на строительство.

Именно поэтому, легализовать самовольные постройки самостоятельно обходится в наше время очень дорого. При этом горажданин тратит уйму времени на улаживание формальных нюансов.

Самое обидное тогда, когда легализировать самострой не удается, несмотря на все предпринятые попытки.

Усовершенствованные законодательные акты, узаконенные на территории Москвы, раскрыли новый уровень возможностей проведения оценки самовольных построек. Это послужило точкой отчета к началу узаконивания самостроя с их сохранением. Достигается подобное путем составления решений административного характера.

Правовой статус ГЗК

Согласно ст. 23 Закона города Москвы от 20.02.2006 года № 65, созданная Градостроительная комиссия оперативно принимает решения при поступлении следующего списка вопросов:

  • отношения с земельными долями;
  • градостроительные мероприятия;
  • деятельность, касающаяся инвестиций;
  • непосредственный процесс строительства объектов;
  • реконструкция уже имеющихся объектов капитального строительства;
  • осуществление работ по поддержанию неприкосновенности и сохранению недвижимых объектов культурного наследия.

Исполнительными органами власти принимаются специальные поручения, подписанные уполномоченными секретарями. Решения Комиссии подлежат оформлению протоколами. Они вступают в законную силу сразу же после опубликования. В этот же момент они подтверждвют и доказывают полномочия лиц, ответственных за вынесенное решение.

Принцип деятельности ГЗК, ее полномочия и правовые статусы регламентированы в Постановлении Правительства Москвы от 16.11.2010 года за № 1019-ПП.

Как легализовать самострой через ГЗК?

Для того чтобы легализовать самовольную постройку в установленном порядке через ГЗК, необходимо пройти следующие этапы:

  1. Соответствующее заявление направляется в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. В инспекции собирается весь необходимый документооборот.
  2. ГЗК проводит заседание. На нем разбираются детали дела, выявляются обстоятельства и собирается доказательная база.
  3. Составление заключения Государственной инспекцией. Здесь же, если это нужно, производится расчет штрафа, который должен будет заплатить проигравший дело.
  4. В случае принятого положительного решения составляется документ, подтверждающий право проводить реконструкцию или строительство рассматриваемого объекта.
  5. Выдается выписка, в которой обосновывается целесообразность сохранения объекта в прежних установленных границах.
  6. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
  7. Проведение регистрации прав в соответствующем отделе Росреестра.

Условия положительного решения

Чтобы узаконить самовольную постройку, нужно иметь следующие документы:

  • Заключение о соответствии объекта. Является подтверждающим факт безопасности жизни и здоровья граждан. Кроме того, он подтверждает соответствие объекта всем правилам и нормам градостроительной документации.
  • Архитектурно-градостроительное решение. Документ должен быть грамотно составлен и подписан Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.

Как исключается из перечня объект?

Объекты подлежат исключению из перечней, которые опубликованы в Постановлении № 819-ПП, в случае соблюдения всех этапов проверки и положительного решения комиссии. При этом, обязательно должны быть выполнены все условия сторон и оплачены имеющиеся штрафные санкции.

Отдельным пунктом ГЗК описывается процедура обязательного исключения объектов из перечня, которую проводят специально поставленные для этих целей должностные лица. Все вопросы, касающиеся осуществления вопросов исключения объектов из перечня, осуществляются, как показывает практика, в течение 30 рабочих дней.

Бывает так, что в момент исключения объектов из списка город распечатывает на собственников иски, которые утверждают, что их объекты являются самовольными постройками и подлежат сносу.

В данном случае, город, при предоставлении противоположного решения комиссии, обязан сразу же отозвать все имеющиеся и противоречащие официальным документам иски.

Вся информация об исключении тех или иных самовольных построек подлежит включению в отдельный пункт протокола ГЗК.

При невыполнении заинтересованным лицом принятых на него обязательств, например, сдача экспертизы или оплата штрафных санкций, Протокол тут же подлежит отмене!

Выводы

В заключении отметим, что узаконивание самостроя через МГК — не простое дело. Необходимо пройти огромный комплекс всевозможных процедур правового характера.

При этом придется четко распланировать свое время, чтобы завершить процедуру в срок. Положительный результат могут предвещать только опытные специалисты, которые имеют соответствующие навыки и базовые знания в этой области.

Именно они осуществляют консультирование и помогают правильно составлять те или иные бумаги.

Источник: https://keogroup.ru/sposoby-uzakonivaniya-samostroya-cherez-moskovskuju-gorodskuju-komissiju-mgk/

Всероссийский снос жилья или о чем новый законопроект о комплексном развитии территорий России

Постановление о сносе

18 сентября 2020 года в Госдуму внесен большой законопроект №1023225-7 о комплексном развитии территорий в России.

Пресса его называет законопроект о всероссийском сносе жилья.

Мы попытались разобраться, что к чему.

Фото из открытых источников (www.unsplash.com)

Суть законопроекта.

Новые поправки хотят внести в Градостроительный кодекс РФ и иные законодательные акты РФ.

Они направлены на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного жилья и жилья, подлежащего сносу или реконструкции на основании адресных программ, утверждаемых в соответствии с жилищным законодательством.

Законопроект закрепляет единый механизм комплексного развития территорий с разными основаниями принятия решений для аварийного жилья, жилья, подлежащего сносу, реконструкции по адресным программам и для промышленных территорий.

Критерием определения границ территорий комплексного развития будет являться то, что земельные участки, занятые аварийным или иным жильем, подлежащим сносу, реконструкции, промышленной зоной, должны занимать не менее 50% территории, в отношении которой принимается решение о её комплексном развитии.

При этом в случае принятия решения о комплексном развитии территории в отношении промышленных зон, в границы такой территории не могут быть включены многоквартирные дома.

Законопроектом разграничены полномочия по принятию решений о комплексном развитии территорий:

  • Решение о комплексном развитии территории по предложениям органов государственной власти субъектов РФ вправе принять Правительство РФ. Для таких случаев Правительством РФ должен быть определен порядок принятия решений о комплексном развитии территории и порядок реализации такого решения.
  • Правом принятия решений о комплексном развитии территорий также предлагается наделить высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. При этом законом или иным правовым актом субъекта РФ полномочиями по принятию решений о комплексном развитии территорий могут быть наделены органы местного самоуправления. Порядок принятия решений о комплексном развитии территории по инициативе регионов и порядок реализации такого решения будте устанавливаться законодательством субъектов РФ.

При этом, новый проект закона сохраняет действующую редакцию Градостроительного кодекса РФ, где закреплена возможность осуществления деятельности по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей земельных участков и/или объектов недвижимости, расположенных в границах такой территории. Исключение составляют аварийные дома или дома, подлежащие сносу, реконструкции на такой территории.

Предполагается, что решение о комплексном развитии территории осуществляется публично-правовым образованием самостоятельно либо путем передачи полномочий специально созданной организации.

Её организационно-правовая форма, цели и предмет деятельности, порядок и условия управления, финансирования будут определяться учредителем.

Деятельность по комплексному развитию территорий может осуществляться органами власти или местного самоуправления как самостоятельно, так и на основании договора о комплексном развитии территории, заключенного с победителем соответствующего аукциона.

В качестве обязательного условия для участия в аукционе на право заключить договор о комплексном развитии территории предусматривается наличие у участников аукциона опыта (не менее 3-х лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее 5000 кв.м.

в в совокупности, который подтверждается наличием полученных разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов.

Адресные программы по сносу жилья

Проектом закона предусмотрено, что в целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства, а также в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда на территории субъекта РФ, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства предусматривается возможность утверждения адресных программ по сносу и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых может быть принято решение о комплексном развитии соответствующей территории.

В адресной программе устанавливается очередность сноса или реконструкции многоквартирных домов. Причем очередность сноса указанных многоквартирных домов определяется с учетом их технического состояния.

В целях реализации такой программы предлагается наделить широкими полномочиями субъекты РФ.

Так, регионы будут вправе:

1) определить содержание программ по сносу и реконструкции;

2) утвердить порядок её формирования и утверждения;

3) определить источники финансирования программы;

4) утвердить порядок выявления и учета мнения граждан при её формировании и реализации;

5) определить технические характеристики многоквартирных домов, которые могут быть включены в указанные адресные программы.

В проект адресной программы по сносу и реконструкции могут быть включены только такие дома, в которых 2/3 собственников и нанимателей поддержали такое решение, в том числе на общих собраниях.

Для выхода из программы достаточно более 1/3 от общего числа всех собственников помещений в этом многоквартирном доме.

В случае принятия такого решения на общем собрании многоквартирный дом подлежит исключению из такой адресной программы.

Предусматривается возможность переселения жителей многоквартирных домов, включенных в программу, с использованием механизма обязательного заключения договоров о переходе прав на жилые помещения по решению суда.

Фактически авторы законопроекта предложили дать местным властям полномочия сносить и реконструировать любые многоквартирные дома в целях «обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан».

Какие права у собственников и нанимателей помещений в домах, подлежащих сносу?

Таким лицам, взамен предоставляются равнозначные жилые помещения.

Под равнозначным жилым помещением понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:

1) жилая площадь и количество комнат не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

2) такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом субъекта РФ;

3) такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же населенном пункте, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу по сносу и реконструкции, а в случае, если населенный пункт или городской округ имеют внутригородское деление, – в том же внутригородском районе (на той же внутригородской территории).

При этом границы населенного пункта, городского округа, внутригородского района, внутригородской территории определяются по состоянию на дату утверждения программы по сносу и реконструкции.

Собственник жилого помещения вместо предоставляемого жилого помещения вправе получить равноценное возмещение в денежной форме. НО! Выплату равноценного возмещения в денежной форме не вправе требовать собственник жилого помещения, в отношении которого зарегистрированы в установленном порядке ограничения прав или обременения.

Стоимость предоставляемого равноценного жилого помещения не может быть ниже стоимости освобождаемого жилого помещения.

По мнению авторов законопроекта, реализация законопроекта с использованием нового механизма комплексного развития территории будет способствовать обновлению жилой застройки городов, созданию комфортной городской среды, улучшению жилищных условий граждан.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/slevanapravo/vserossiiskii-snos-jilia-ili-o-chem-novyi-zakonoproekt-o-kompleksnom-razvitii-territorii-rossii-5f688c79f52b7a1881325539

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.