Рассмотрение в фас

Содержание

Жалоба в ФАС на действия заказчика по нормам 44-ФЗ: требования и образец претензии, сроки для подачи и рассмотрения

Рассмотрение в фас

В ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок…» вопросам обжалования действий заказчика посвящена отдельная глава 6.  Возможность обжалования проводимой закупки вправе любой ее участник независимо от его организационно-правовой формы: в статусе юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Кто может подать жалобу на действия заказчика по нормам 44-ФЗ

Как уже отмечалось, пожаловаться на действия заказчика вправе любой участник закупки.

До момента вскрытия конвертов с жалобой могут обратиться общественные объединения и организации, осуществляющие контроль в сфере закупок. Это, например, общественная палата, ассоциации производителей закупаемых услуг, бизнес-сообщества и пр.

Когда обжалуемые действия совершены после вскрытия конвертов, то перечень лиц, которые могут направить жалобу, сужается. Это может быть участник конкурса, запроса котировок, предложений или аукциона, который подал заявку на участие в закупке.

Обжаловать можно как федеральные, так и муниципальные закупки.

ФЗ-44 допускает подачу жалобу не только на действия заказчика, но и на работу уполномоченного органа, учреждения, комиссии по госзакупкам, должностных лиц, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

Куда можно подать жалобу

Жалоба на действия заказчика может быть подана в суд или контролирующую инстанцию в сфере закупок. Подача жалобы в контрольный орган не исключает возможности для обжалования действий заказчика в суде.

Жалобу допускается подать в следующие инстанции:

  1. Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и ее территориальные подразделения (их контакты можно найти на официальном сайте ФАС или в Приложении к административному регламенту, где содержатся данные обо всех 82 подразделениях). Именно за этой инстанцией закреплены контролирующие функции в сфере госзакупок, и сюда поступает основной массив жалоб от участников торгов (связано это с тем, что решения ФАС имеют большую юридическую силу).
  2. Контрольный орган в сфере оборонзаказа в отношении закупок из указанной сферы – такие полномочия также переданы в ФАС.
  3. Региональный орган исполнительной власти, который наделен функциями контроля за закупками. Такие организации определяются местными нормативно-правовыми актами (например, в Тульской области это Областной контрольный комитет).
  4. Орган местного самоуправления, который уполномочен контролировать закупки. Например, в г. Глазов Удмуртской Республики такие полномочия исполняет Контрольно-ревизионное управление Глазовской городской Думы.

Общее правило выбора места для подачи жалобы такое: если закупка производится для обеспечения потребностей федеральных нужд, то обжаловать ее необходимо в ФАС РФ. Когда закупка инициирована региональными или муниципальными властями, то жалоба подается в территориальное подразделение ФАС по месту нахождения заказчика или местные контрольные органы власти.

На что можно жаловаться

Перечень ситуаций, при которых может возникнуть спор между заказчиком и участником государственной закупки, весьма разнообразен.

В ФЗ-44 основания для подачи жалобы прописаны весьма условно: это мнение участника о том, что действия заказчика или бездействие привело к нарушению прав и интересов участника государственной закупки. Также к причинам по 44-ФЗ относят несоответствие закупочной документации установленным требованиям.

Так, обжалование действий заказчика может потребоваться:

  1. Нарушены положения ФЗ-44 в отношении предоставляемого обеспечения по контракту (например, предъявлены необоснованно высокие требования к размеру обеспечения, или установлено требование о внесении обеспечения, если таковое не предусмотрено в ФЗ-44).
  2. Заказчик в нарушение норм закона отказал компании в допуске к торгам или препятствовал исполнению договора.
  3. Заказчиком были созданы искусственные условия, создающие ограничения для участия в закупке (например, через формирование требований, включенных в закупочную документацию).
  4. Заказчиком были включены требования в закупочную документацию о предоставлении документов и сведений, которые не являются обязательными по закону. В ФЗ-44 содержится исчерпывающий перечень документов, которые может запрашивать заказчик. Например, заказчик запросил сведения о среднесписочной численности, выручке, балансовой стоимости активов и пр.

Указанный перечень нарушений не является исчерпывающим, но является наиболее распространенным списком оснований для подачи жалобы.

Регламент подачи жалобы

Процедура подача жалобы на действия или бездействие заказчика предполагает прохождение следующих последовательных шагов.

Этап 1. Подготовительный  этап. На этом этапе изучается ФЗ-44, определяется предмет жалобы, отбираются соответствующие требования в законе, изучается практика обжалования по аналогичному вопросу, собирается доказательная база.

Этап 2. Готовится жалоба в письменном виде с учетом требований, изложенных в 44-ФЗ.

Этап 3. Определяется место подачи жалобы и способ (электронный или бумажный).

Этап 4. Передается жалоба с учетом регламентированных сроков в ФАС, а ее копия направляется заказчику.

Этап 5. Ожидание официального ответа от контролирующей инстанции.

Этап 6. Если решение было вынесено в пользу участника, и его жалоба была удовлетворена, то он может обратиться с предписанием к заказчику и потребовать его исполнения.

Региональными и муниципальными органами власти может быть предусмотрен свой регламент рассмотрения и подачи поступивших жалоб.

Но в целом алгоритм будет похож на тот, который указан выше.

Законодательное регулирование подачи жалобы и требования к ней

Общие требования к подаваемой жалобе и порядке ее подачи содержатся:

  • в Главе 6 44-ФЗ, а именно в ст. 105-106;
  • в Информации от ФАС от 2014 года «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
  • в Приказе ФАС от 2014 года №727/14 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Требования к подаваемой жалобе прописываются в ч. 8 ст. 105 ФЗ-44. Она должна содержать следующие сведения:

  1. Данные заказчика: наименование, адрес нахождения и контактные сведения.
  2. Сведения об отправителе жалобы.
  3. Указание на государственную закупку и ее номер (не допускается подавать одну жалобу на несколько закупок, иначе ее вернут без рассмотрения).
  4. Указание на конкретные действия заказчика, которые участник хочет обжаловать, а также доводы со ссылкой на конкретные пункты ФЗ-44, которые были нарушены. Без ссылки на законодательство жалобу могут оставить без рассмотрения.

Также в подаваемой жалобе необходимо прописать конкретную просьбу к контролирующей инстанции. Так, с учетом ст. 106 ФЗ-44 у контролирующей инстанции можно запросить:

  1. Приостановление процедуры выбора победителя торгов до рассмотрения жалобы по существу или аннулирования результатов торгов (если они к моменту подачи документа были завершены).
  2. Выдать предписание, обязательное для исполнения заказчиком. Например, отменить решение о несоответствии подаваемой заявки через внесение изменений в закупочную документацию, устанавливающую необоснованные требования к участникам.
  3. Провести внеплановую проверку деятельности организации.

К подаваемой жалобе следует приложить определенные документы, которые делают ее обоснованной. Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 ФЗ-44. При этом сам перечень документов в законодательстве не прописан:

  1. К жалобе нужно приложить, как минимум, доверенность, подтверждающую полномочия составителя.
  2. Документацию о закупке, на которую ссылаются в жалобе: протоколы, приказы, решения, конкурсная документация и пр.

При этом отсутствие указанных документов не может стать причиной для отказа в рассмотрении жалобы (такой вывод подтверждается разъяснениями ФАС и Минэкономразвития). При необходимости ведомство может запросить необходимые сведения самостоятельно, а большая часть информации о закупке имеется в открытом доступе.

Копию жалобы со всеми документами из перечня приложений требуется направить в адрес заказчика или оператора электронной площадки, действия которых обжалуются.

Жалоба может быть составлена в письменном или электронном виде. В последнем случае ее необходимо подписать с помощью ЭЦП. Печатный документ подлежит прошивке и нумерации.

Сроки для подачи жалобы по 44-ФЗ и ее рассмотрения

Согласно пп. 3-6 ст. 105 ФЗ-44, жалобы на заказчика должны быть поданы в следующие сроки:

  1. Жалоба на положение документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока.
  2. Жалобы на действия/бездействие заказчика – не позднее, чем через 10 дней после размещения обжалуемого протокола в ЕИС или на электронной площадке (если речь идет о ЕИС, то имеется в виду протокол рассмотрения/оценки заявок на участие в конкурсе или запросе котировок, протокол запроса предложений; если об электронной площадке – то протокол подведения итогов электронного аукциона).
  3. Жалобы на бездействие или действия заказчиков при рассмотрении вторых частей заявок в электронном аукционе допускается подавать вплоть до заключения контракта.
  4. Обжалование действий оператора электронной площадки допускается в течение 30 дней после совершения им обжалуемых действий.

После того как указанные сроки истекли, допускается обжалование действий в судебном порядке.

Согласно регламенту ФАС, контролирующая инстанция должна придерживаться определенных временных рамок при рассмотрении заявок:

  1. На принятие или отклонение жалобы у ФАС есть 2 дня. В качестве причин для отклонения могут выступать несоответствие жалобы установленным требованиям, отсутствие на ней подписи уполномоченного лица, подача жалобы после установленного срока либо если по действиям заказчика уже имеется судебное решение.
  2. На уведомление заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы у ФАС есть 3 дня.
  3. На рассмотрение жалобы по существу – 5 дней.
  4. На изготовление решения –  3 дня после оглашения результативной части.

Если участник закупки не был удовлетворен результатами рассмотрения жалобы, то он может обжаловать их в судебном порядке. Сроки исковой давности по таким заявлениям составляют 3 месяца (по ч. 1,4 ст. 198 АПК).

Таким образом, ФЗ-44 допускает возможность обжалования действий заказчика при его действиях/бездействии, которые нарушают интересы участника торгов, а также при необоснованных требованиях в документации по торгам.

Большая часть жалоб подается в ФАС федерального или территориального уровня, так как предписаниям данной контролирующей инстанции принадлежит высокий юридический вес. Также пожаловаться на заказчика можно в региональные или муниципальные контролирующие инстанции.

При пропуске сроков и несогласии с решением ФАС у участника есть право обратиться в арбитражный суд для отстаивания своих интересов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/zaloba-v-fas.html

Порядок рассмотрения жалобы в УФАС

Рассмотрение в фас

В предыдущей статье мы рассмотрели нюансы написания и подачи жалобы на незаконные действия заказчика при осуществлении закупки для государственных и муниципальных нужд.

Если жалоба составлена в соответствии с требованиями закона и подана в срок, то сотрудники антимонопольной службы назначают заседание, на котором происходит рассмотрение жалобы.

В настоящей статье мы рассмотрим порядок рассмотрения жалобы, где проводится заседание, и кто в нем участвует.

Назначение заседания

Антимонопольная служба при рассмотрении жалобы на незаконные действия заказчика руководствуется регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14. В соответствии с данным регламентом последовательность действий антимонопольного органа при рассмотрении жалобы следующая.

  1. Сотрудники антимонопольной службы размещают в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) информацию о поступлении жалобы, а также скан самой жалобы. Исключения составляют закрытые способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика). В тех случаях, когда жалоба подается в рамках закрытого аукциона, конкурса, информация о ней в ЕИС не размещается. Вместе с этим, контролирующий орган направляет уведомление о назначении заседания всем лицам, чьи интересы могут быть затронуты при рассмотрении жалобы: заявителю жалобы, заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки, на которой проводится закупка.

    Вышеназванные действия антимонопольной службе необходимо произвести в течение 2 дней с момента получения жалобы.

  2. Антимонопольная служба запрашивает у заказчика, уполномоченного органа всю информацию, связанную с закупкой: закупочную документацию, заявки участников, протоколы закупки и другие документы, составленные в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
  3. Лицо, действия которого обжалуются, имеет право предоставить комиссии, возражения на жалобу. Такие возражения должны быть предоставлены комиссии не позднее 2 рабочих дней до даты рассмотрения жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы

Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу и возражения на неё по существу в течении 5 дней с момента её поступления. На период рассмотрения жалобы закупка приостанавливается.

В случае, когда возникает угроза выбора поставщика (исполнителя, подрядчика) с нарушением норм Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, контролирующий орган направляет заказчику, уполномоченному органу требование о приостановлении закупочной операции.

Пока жалоба не будет рассмотрена по существу заключение контракта невозможно.

Рассмотрение жалобы происходит в том управлении ФАС, который уполномочен на ее рассмотрение. Некоторые управления антимонопольной службы требуют от представителей компаний предъявить уведомление о назначении заседания, а также документ, подтверждающий полномочия представителя организации.

Для подтверждения своих полномочий руководителю организации потребуется предъявить решение о назначении директора, а также свой паспорт.

В случае, когда интересы организации на заседании представляет специалист по закупкам или юрист, то достаточно доверенности на представителя и, соответственно, паспорта самого представителя.

Стоит учесть, что независимо от того, явился представитель организации или заказчика на заседание, жалоба в любом случае будет рассмотрена в назначенный день. Это объясняется сжатыми сроками рассмотрения жалобы.

В исключительных случаях, когда у комиссии появляется вопросы, на которые стороны затрудняются сразу дать ответы, или необходимо истребовать дополнительные документы, заседание может быть отложено, но не более, чем на следующий день.

В ходе заседания первым заслушивается заявитель жалобы. Он объясняет комиссии, в чем заключается незаконность принятого заказчиком решения.

Комиссия при рассмотрении жалобы рассматривает действия заказчика на нарушения Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, поэтому так важно указать комиссии, какие именно положения закона были нарушены.

Сделать это грамотно и эффективно сможет юрист, специализирующийся на Законе о контрактной системе 44-ФЗ.

Дальше заслушиваются доводы заказчика, изложенные в возражениях на жалобу, уполномоченного органа или оператора электронной площадки – в зависимости от того, чьи интересы затрагиваются при рассмотрении жалобы. В ходе заседания стороны могут вести аудиозапись заседания, предварительно предупредив об этом комиссию.

Результат рассмотрения жалобы

После того, как заслушаны доводы сторон, выяснены спорные моменты, комиссия удаляется для принятия решения. Решение по жалобе может быть одним: жалоба признается обоснованной или необоснованной.

В случае, когда жалоба признается обоснованной, антимонопольный орган может выдать предписание об устранении нарушений. Если решение антимонопольного органа не удовлетворяет участников заседания, оно может быть обжаловано в суде.

Заявление о признании решения ФАС незаконным должно быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня вынесения решения антимонопольным органом.

Источник: https://lwise.pro/poryadok-rassmotreniya-zhaloby-v-ufas

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: как происходит рассмотрение

Рассмотрение в фас

При проведении государственных закупок иногда требуется подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ.

Подробно о том, как происходит подача жалобы в ФАС по 44-ФЗ, как подготовить такую жалобу и куда ее необходимо подавать, мы рассказали в нашей статье  http://trdat.

ru/obzhalovanie-rezultatov-zakupki-po-44-fz-v-fas/.  В настоящем материале мы расскажем о том, как происходит рассмотрение  жалобы по закупкам в ФАС.

В своей работе контрольный орган должен руководствоваться регламентом ФАС по рассмотрению жалоб по 44-ФЗ. Данный документ утвержден Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14. Регламент носит название – «Об обжаловании действий заказчиков и иных участников контрактной системы».  Согласно указанному документу при поступлении жалобы контрольный орган должен совершить следующие действия.

  1. Размещение в ЕИС информации о поступлении жалобы и о ее содержании (исключение – выбор поставщика, подрядчика через закрытые способы, например, закрытый аукцион, закрытый конкурс – в этом случае информация по жалобе в ЕИС не размещается). Уведомление о жалобе направляется следующим лицам: лицу, которое подало жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, уполномоченному органу или комиссии, на действиях которых подается жалоба. В данном уведомлении указываются данные о ее содержании, а также о месте и времени ее рассмотрения. Такие действия ФАС должен совершить в течение 2 рабочих дней с момента получения жалобы.
  2. Возражение на жалобу. Если права и интересы каких-либо лиц затронуты жалобой, то они имеют право – направить возражение на жалобу, а также присутствовать при ее рассмотрении. Возражение должно быть направлено в ФАС не позднее 2 рабочих дней до даты рассмотрения жалобы. В возражении должны быть отражены следующие данные:
  • название, фирменное наименование (если есть), адрес место нахождения, почтовый адрес, номер телефона — для компаний; ФИО, место жительства, почтовый адрес, номер телефона – для граждан. Эта данные указываются в отношении лица, которое подало жалобу;
  • название, фирменное наименование, адрес место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона и факса – для компаний; ФИО, место жительства, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона и факса – для граждан. Указанные данные отражаются в отношении подателя возражений;
  • сведения по закупке, которая проводилась с нарушением и которую предстоит обжаловать. Про закупку ничего указывать не нужно, если жалоба была подана на действия/бездействия оператора электронной площадки, и жалоба связана с аккредитацией участника на этой площадке;
  • информация о тех действиях, которые обжалуются и возражения на доводы, приведенные в жалобе.
  1. Запрос необходимых документов и информации. В компетенции ФАС при рассмотрении жалоб находится направление запросов о предоставлении информации и документов – заказчику, уполномоченному органу, комиссии по осуществлению закупок, контрактному управляющему и т.д. В обязанности заказчика и других лиц, чьи действия или бездействие обжалуются, входит предоставление в контрольный орган следующих документов:
  • документация о закупке;
  • заявки на участие в государственной закупке;
  • протоколы;
  • аудио- и видеозаписи;
  • другие документы и информация, которые были составлены в ходе определения поставщика, подрядчика или аккредитации желающих стать участниками закупок на электронной площадке.

У самого подателя жалобы контрольный орган не может запрашивать те документы, которые имеются в распоряжении государственных органов или муниципальных властей.

  1. Приостановление определение поставщика, подрядчика. ФАС может приостановить выбор поставщика, подрядчика в части подписания контракта. Данный вопрос приостанавливается до того, как жалоба будет рассмотрена по существу. В этом случае контрольный орган в сфере закупок должен направить требование о приостановлении выбора стороны контракта – заказчику, уполномоченному органу или другим лицам, проводящим закупку. Когда такое требование будет получено, контракт не может быть заключен, пока жалоба не будет рассмотрена.
  2. Рассмотрение жалобы и возражений по существу. 5 рабочих дней с момента поступления жалобы – столько времени у контрольного органа в сфере закупок есть, чтобы рассмотреть жалобу и возражения, а также направить уведомление о результатах рассмотрения жалобы – лицу, которое направило ее и лицам, которые предоставили возражения. При рассмотрении жалобы по существу вы можете не только лично присутствовать, но и направить своего представителя. Юрист по 44-ФЗ сможет оказать грамотную помощь в отстаивании ваших интересов.

Как податель жалобы может подтвердить свои полномочия для присутствия на заседании? Если вы подаете жалобу как гражданин или индивидуальный предприниматель, вам достаточно будет предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.

  Руководителям компании необходимо будет предоставить – решение об избрании на должность, которая позволяет выступать от имени компании без доверенности.

Для представителя необходимо наличие доверенности или другого документа, который подтверждает полномочия.

Жалоба будет рассмотрена, даже если податель жалобы и заказчик отсутствуют на заседании комиссии.

Вы можете вести видео- и аудиозапись заседания комиссии по рассмотрению жалобы. Для этого необходимо предварительно уведомить комиссию.

Обратите внимание! Жалоба может быть возвращена ее подателю без рассмотрения по существу в следующих случаях:

  • не соблюдены требования, предъявляемые законом к жалобе;
  • жалобу не подписали или её подписало лицо, которое не наделено соответствующими полномочиями;
  • податель не уложился в сроки, предусмотренные для направления жалобы;
  • уже есть решение суда или контрольного органа в сфере закупок по жалобе на те же действия или бездействие.

Решение о возвращении жалобы с указанием причины возврата ФАС направляет подателю по почте в течение 2 рабочих дней.

Чтобы ваша жалоба не была оставлена без рассмотрения, например, по причине того, что не соблюдены требования к жалобе по 44-ФЗ, воспользуйтесь консультацией юриста 44-ФЗ — +7 (812) 409-49-30. Специалист подробно расскажет вам о том, как подготовить документы и куда подавать жалобу по 44-ФЗ.

  1. Решение по жалобе. После того, как жалоба по 44-ФЗ будет рассмотрена, ФАС должна вынести одно из решений – жалоба признается необоснованной или обоснованной. В последнем случае контрольный орган может выдать предписание об устранении нарушений или совершении других действий. Само решение и предписание (если оно выдано) должны быть направлены подателю жалобы и лицам, чьи действия обжалуются в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения, а также размещены в ЕИС в указанный срок.
  2. Обжалование решения ФАС. Если вы считаете, что решение по жалобе было вынесено с нарушением норм закона, то можно обжаловать его уже в суде.

Срок для такого обжалования составляет 3 месяцев с даты, когда решение ФАС было принято. Исковое заявление по 44-ФЗ необходимо подавать в арбитражный суд.

Пример. Вы занимались подготовкой жалобы в ФАС по 44-ФЗ и обратились в территориальное орган ФАС – УФАС по Санкт-Петербургу. Решение контрольного органа вас не удовлетворило и необходимо обжаловать его в судебном порядке. В этом случае вам могут потребоваться услуги юриста по 44-ФЗ, чтобы подать иск и необходимые документы  в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Обжаловать незаконные действия заказчика и других лиц, которые ограничили ваше участие в закупке и нарушили другие нормы закона, поможет юрист по 44-ФЗ в Санкт-Петербурге +7 (812) 409-49-30.

Нам вы можете доверить составление различных жалоб в рамках закона о государственных закупках: на документацию по закупке, на обоснование цены закупки заказчиком, на техническое задание, на критерии оценки и по другим вопросам.

Наш специалист не только подготовит жалобу, но и сможет представлять ваши интересы в контрольном органе при ее рассмотрении. А при необходимости обжалует  решение ФАС в суде.

Источник: http://trdat.ru/zhaloba-v-fas-po-44-fz-kak-proisxodit-rassmotrenie/

Приложение. Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации

Рассмотрение в фас

III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме

3.1. Исполнение антимонопольным органом государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

– прием и регистрация заявления, материалов;

– рассмотрение заявлений, материалов и сообщений средств массовой информации, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

– выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;

– возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;

– рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства;

– принятие заключения об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства;

– пересмотр решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам;

– получение заинтересованными лицами результата исполнения государственной функции.

Прием и регистрация заявления, материалов

3.3. Заявитель – юридические и (или) физические лица, подавшие в антимонопольный орган заявление, государственный орган, орган местного самоуправления, направившие в антимонопольный орган материалы.

3.4. Заявитель вправе подать заявление, материалы в произвольной письменной форме или в форме электронного документа.

Заявление, материалы, направляемые с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций), заполняется в автоматическом режиме путем заполнения электронной формы.

3.5. Заявление, материалы, а также прилагаемые к ним документы направляются в антимонопольный орган следующими способами:

– доставка заявителем лично;

– доставка курьером под расписку;

– направление заказным письмом с уведомлением о вручении;

– с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций);

– через многофункциональный центр.

3.6. Заявление должно содержать следующие сведения:

– сведения о заявителе, в том числе:

для физического лица – фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства;

для юридического лица – наименование юридического лица, адрес места нахождения;

– имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

– описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на нормативные правовые акты;

– существо требований, с которыми заявитель обращается;

– перечень прилагаемых документов.

3.7. Если заявителем является физическое лицо, то заявление подписывается заявителем (уполномоченным лицом).

Если заявителем являются федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридическое лицо, то заявление, материалы оформляются на бланке таких органов, подписываются заявителем (уполномоченным лицом) и скрепляются печатью заявителя (уполномоченного лица).

3.8. В случае невозможности представления документов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства, указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

3.9. Документы и сведения, указанные в заявлении, материалах, должны быть достоверными. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов, заверенные подписью руководителя (уполномоченного лица) и печатью юридического лица (уполномоченного лица) или подписью физического лица (уполномоченного лица).

3.10. Коммерческая тайна, служебная тайна или иная охраняемая законом тайна, содержащаяся в документах, не может служить основанием для отказа в их предоставлении антимонопольному органу.

При этом заявитель должен указать исчерпывающий перечень документов и сведений, составляющих коммерческую тайну (за исключением документов и сведений, которые не могут являться коммерческой тайной в соответствии с законодательством Российской Федерации), служебную или иную охраняемую законом тайну.

3.11. Заявление, материалы, а также прилагаемые к нему документы представляются на русском языке.

В случае, если оригиналы документов составлены на иностранном языке, они представляются с заверенным переводом на русский язык с проставлением апостиля компетентного органа государства, в котором этот документ был составлен, за исключением случаев, когда апостиль не требуется в соответствии с международным договором Российской Федерации.

3.12. Заявление, материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, подаются:

– в соответствующий территориальный орган по месту совершения нарушения либо по месту нахождения (жительства) лица, в отношении которого подаются заявление, материалы;

– в ФАС России независимо от места совершения нарушения либо места нахождения (жительства) лица, в отношении которого подаются заявление, материалы.

3.13. Заявление, материалы, указывающие на то, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории двух и более субъектов Российской Федерации, направляются соответствующими территориальными органами в ФАС России для решения вопроса о рассмотрении этих заявления, материалов с уведомлением об этом заявителя.

В случае необходимости ФАС России может запросить у территориального органа любые заявление, материалы для своего рассмотрения по собственной инициативе.

3.14. Вопрос о принятии ФАС России к своему рассмотрению либо о передаче заявления, материалов на рассмотрение соответствующему территориальному органу решается ФАС России в течение семи рабочих дней со дня поступления в ФАС России этих заявлений, материалов, дел с уведомлением об этом территориального органа, направившего в ФАС России заявление, материалы, в течение двух рабочих дней.

3.15. Заявления, материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, подаются:

– в соответствующий территориальный орган ФАС России по месту совершения нарушения либо по месту нахождения органа, в отношении которого подаются заявление, материалы;

– в ФАС России независимо от места совершения нарушения либо места нахождения органа, в отношении которого подаются заявление, материалы.

3.16. Заявления, материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, подаются в ФАС России.

3.17. Антимонопольный орган может передать заявление, материалы для рассмотрения в соответствующий антимонопольный орган с учетом положений пунктов 3.12-3.15 настоящего Регламента, уведомив об этом заявителя, в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления, материалов либо со дня установления указанных обстоятельств.

3.18. Заявление, материалы направляются в соответствующий антимонопольный орган с приложением всех имеющихся документов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства, как представленных с заявлением, материалами, так и собранных антимонопольным органом в процессе рассмотрения такого заявления, материалов.

3.19. В случае направления антимонопольным органом заявления, материалов для рассмотрения в другой антимонопольный орган в соответствии с пунктами 3.12-3.

15 настоящего Регламента проверку заявления, материалов на предмет установления наличия (отсутствия) признаков нарушения антимонопольного законодательства осуществляет антимонопольный орган, принявший к своему рассмотрению это заявление, материалы.

3.20. Течение срока рассмотрения такого заявления, материалов начинается со дня их регистрации в антимонопольном органе, принявшем их к своему рассмотрению.

3.21. Заявления, материалы регистрируются в антимонопольном органе в течение трех дней со дня их поступления.

3.22. На подлежащих регистрации заявлении, материалах на лицевой стороне первого листа документа в нижнем правом углу ставится штамп с указанием наименования антимонопольного органа, входящего номера, даты регистрации и количества листов.

3.23. Если заявление, материалы представлены заявителем (уполномоченным лицом) лично либо курьером, то работник антимонопольного органа, осуществляющий регистрацию заявления, материалов, делает отметку об их поступлении на втором экземпляре заявления, материалов.

В отметке на экземпляре заявителя содержатся дата регистрации заявления, материалов, номер регистрации и подпись работника антимонопольного органа, осуществившего регистрацию.

3.24. В случае подачи заявления, материалов через многофункциональный центр регистрация антимонопольным органом заявления, материалов осуществляется в сроки, указанные в соглашении о взаимодействии с соответствующим многофункциональным центром.

3.25. Зарегистрированное заявление, материалы с приложенными к нему документами направляются в структурное подразделение антимонопольного органа, ответственное за рассмотрение заявления, материалов (далее – ответственное структурное подразделение).

Рассмотрение заявлений, материалов и сообщений средств массовой информации, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства

3.26. Руководитель (заместитель руководителя) ответственного структурного подразделения в течение одного рабочего дня назначает ответственного исполнителя в соответствии с должностными обязанностями (далее – исполнитель).

3.27. Исполнитель принимает заявление, материалы к рассмотрению и в срок не более пяти рабочих дней с даты регистрации заявления, материалов в антимонопольном органе:

– определяет, относится ли рассмотрение заявления, материалов к компетенции антимонопольного органа;

– проверяет наличие сведений и документов, указанных в пункте 3.6 настоящего Регламента;

– определяет наличие документов, позволяющих установить признаки нарушения антимонопольного законодательства и нормы, которые подлежат применению.

3.28.

В случае, когда рассмотрение заявления, материалов не входит в компетенцию антимонопольного органа, при наличии в них сведений и документов, на основании которых может быть сделан вывод о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации, заявление, материалы и прилагаемые к ним документы направляются в правоохранительные и иные органы, о чем письменно уведомляется заявитель.

3.29. Если рассмотрение заявления, материалов входит в компетенцию антимонопольного органа, при наличии в них сведений и документов, на основании которых может быть сделан вывод о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации, в правоохранительные и иные органы направляются копии заявления, материалов и прилагаемых к ним документов.

3.30. В случае отсутствия в заявлении, материалах сведений, документов, предусмотренных пунктом 3.6 настоящего Регламента, антимонопольный орган оставляет заявление, материалы без рассмотрения, о чем уведомляет заявителя в письменной или электронной форме в течение десяти рабочих дней со дня их поступления.

3.31. В случае, если причины, по которым рассмотрение заявления, материалов не представлялось возможным, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить заявление, материалы и приложенные к нему документы в антимонопольный орган.

3.32. В случае указания в заявлении, материалах информации о невозможности представления документов, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, и указано лицо или орган, у которых документы могут быть получены, исполнитель в течение трех рабочих дней с момента установления данного факта готовит в адрес соответствующего лица или органа проект запроса информации.

3.33. Срок представления информации определяется антимонопольным органом исходя из содержания запрашиваемой информации и наличия объективной возможности исполнения запроса в установленные сроки.

3.34.

В случае непредставления или несвоевременного представления в антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию антимонопольного органа, а равно представление в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации), антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

3.35.

При рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы, за исключением случая, если антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, указанным в пункте 3.42 настоящего Регламента.

Источник: https://base.garant.ru/70213314/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Как рассматриваются жалобы в ФАС

Рассмотрение в фас

На сегодняшний день все товары или услуги, предназначенные для нужд государственных или муниципальных органов власти, должны закупаться через систему электронных торгов или тендеров. Больницы не имеют права просто так заказать лекарства у оптового продавца, а школы — закупить учебники на складе. Обязательные условия — соблюдение ФЗ-44 и ФЗ-223.

В любой деятельности возможны нарушения и злоупотребления. Электронные торги — не исключение. И сторона, считающая, что ее права нарушены, имеет право опротестовать любые действия, идущие в разрез с законом, в ФАС — Федеральной Антимонопольной службе. И для заявителя важно знать, как рассматриваются жалобы, если речь идет о госзакупках.

Важно понимать, что с заявлением в ФАС может обратиться любой участник торгов. Покупатель может обжаловать действия поставщика или электронной площадки. Продавец — жаловаться на заказчика.

При этом жалоба может касаться действий, направленных в сторону 3-их лиц. ФАС же в своей работе обязана исходить из положений регламента «Об обжаловании действий заказчиков и иных участников контрактной системы» от 19.11.2014 года.

В данном документе определен порядок рассмотрения всех жалоб, касающихся нарушения ФЗ-44 или ФЗ-223.

Действия при получении жалобы от участника торгов

На первом этапе информацию о поступлении жалобы размещают в Единой информационной системе (ЕИС). Исключение делается только для торгов и аукционов закрытого характера.

Далее:

  • каждому участнику торгов, включая оператора ЭТП, направляется соответствующее уведомление. В нем должна содержаться суть жалобы и указываться время и место, где состоится рассмотрение. На всю операцию ФАС дается не более 2-х рабочих дней с момента, как жалоба была принята к рассмотрению;
  • лица, считающие, что жалоба затрагивает их интересы, имеют право подать возражение, присутствовать на заседании комиссии, рассматривающей заявление. Возражение будет принято ФАС при условии, что поступило не позднее, чем за 2 рабочих дня до момента рассмотрения.

Заявитель обязан указать в возражении:

  • юридические и почтовые реквизиты. Если возражение поступает от физлица, прописывается ФИО полностью и почтовый адрес. Данные указываются и на подателя возражения, и на подателя собственно жалобы в ФАС;
  • сведения об электронных или иных торгах, результаты которых оспариваются. Если речь идет не непосредственно о закупках, а касаются действий оператора ЭТП, то этот пункт не указывается;
  • свои доводы, касающиеся поданной жалобы;
  • запрос информации, касающейся жалобы. В соответствии с законом ФАС имеет право требовать любые документы по делу у всех сторон, имеющих отношение к данным торгам, включая контрактных управляющих, контролирующие органы, тендерную комиссию и т. д.;
  • приостановка любых действий по аукциону или торгам, если они упомянуты в жалобе. Покупатель не может объявить победителя или подписать контракт до момента вынесения ФАС своего решения;
  • рассмотрение сути жалобы и всех сопроводительных документов, включая возражения, в течение 5 рабочих дней. Личное присутствие ни одной из сторон формально не требуется. Но компания «СтарТендер» рекомендует направлять своего представителя с полным пакетом документов, подтверждающих вашу правоту. В идеальном случае интересы заявителя на заседании ФАС должен представлять опытный юрист, знающий все тонкости законодательства;
  • направление результатов заинтересованным лицам. После проверки всех обстоятельств ФАС принимает решение, является ли жалоба обоснованной. Если ответ положительный, то нарушителю направляется требование об исправлении недостатков. Не позднее, чем через 3 рабочих дня информация публикуется в ЕИС.

Обязана ли ФАС принимать жалобу к рассмотрению

При выполнении хотя бы одного из нижеперечисленных условий жалоба не будет принята к рассмотрению:

  • при составлении или подаче заявления не выполнены формальные требования законодательства;
  • жалоба не подписана вообще, либо на ней значится подпись лица, не имеющего права действовать без доверенности;
  • нарушены сроки подачи заявлений;
  • контролирующие органы, судебные инстанции уже получили и рассматривают жалобу аналогичного содержания по этим же торгам или аукциону.

Если ФАС принимает решение оставить жалобу без рассмотрения, соответствующее уведомление направляется заявителю в письменном виде в течение 2-х рабочих дней.

Если вы полагаете, что ФАС, вынося то или иное решение, не учла все доводы заявителя, отнеслась предвзято к предоставленным аргументам, ее решение можно опротестовать, но уже в Арбитражном суде.

Напоследок

Если вы не являетесь экспертом в вопросах законодательства, не тратьте драгоценное время на самостоятельное составление и подачу жалоб как в ФАС, так и в вышестоящие инстанции. Доверьте ведение своих дел профессионалам из «СтарТендер».

Наши юристы проверят каждую сделку, документы по тендеру, не допустят появления спорных ситуаций. Вам не придется тратить время на судебные заседания и составление жалоб. С нами вы будете заниматься развитие своего бизнеса. Решение бюрократических вопросов мы возьмем на себя!

Источник: https://star-tender.ru/company-news/kak-rassmatrivayutsya-zhaloby-v-fas

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.