Характеристика семьи несовершеннолетнего образец

Характеристика на семью (образец)

Характеристика семьи несовершеннолетнего образец

Характеристика семьи (Образец характеристики на семью)

В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать.

Характеристика на семью является одним из таких основных документов.

Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.

Характеристика семьи: с чего начать?

Перед тем как будет составлена характеристика семьи, нужно пройти ряд подготовительных этапов, в результате которых будет собрана информация для документа:

  1. Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики, направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи.

  2. Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий.

  3. Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе.

Для получения более объективной картины изучение места жительства семьи лучше не проводить в одиночку. Можно привлечь представителя родительского комитета, социального педагога или психолога (особенно в случае неблагополучных семей).

Первичные (формальные) данные о семье

Характеристика семьи должна начинаться с основных, первичных данных о ее членах:

  1. Ф.И.О., год рождения, образование, место работы и должность, контактные телефоны матери, отца или людей, которые их заменяют.

  2. Информация о других членах семьи (Ф.И.О., кем приходятся ученику, сфера деятельности, контактные данные): бабушек, дедушек, братьев, сестер и других.

  3. Информация о других людях, которые не являются членами семьи, но длительное время проживают в одном доме (Ф.И.О., сфера деятельности, кем приходятся остальным членам семьи, контактные данные).

  4. Адрес, по которому проживают члены семьи.

Жилищно-бытовые характеристики семьи

Следующим этапом будет описание жилищных условий, в которых проживает семья. На их основании нужно сделать вывод о том, насколько комфортно находиться там ребенку, насколько реализованы его основные нужды.

  1. Количество комнат, наличие отдельной комнаты у ребенка, наличие отдельного места для отдыха.

  2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм жилья: регулярность уборки, захламленность помещения и т. д.

  3. Наличие необходимой мебели, места для учебной или игровой деятельности ребенка, техники и учебных принадлежностей или игрушек.

  4. Вывод о том, насколько место проживания влияет на успешность развития ребенка.

Социальные особенности семьи

Социальная и психологическая характеристика семьи ребенка – наиболее важная и массивная часть всего документа. К социальным особенностям семьи относятся:

  1. Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.

  2. Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность членов семьи), есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).

  3. Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.

  4. Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).

  5. Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от ребенка.

Психологические характеристики семьи

К психологической составляющей, которую включает характеристика на семью, входят такие основные моменты:

  1. Тип воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) и его подвиды: гиперопека, попустительство, отвержение, требовательность, любовь и другие.

  2. Описание психологического климата в семье: устойчивость, напряженность, стабильность обстановки, преобладающие эмоции и состояния (радость, агрессия, апатия, безразличие, страх, спокойствие и т. д.).

  3. Степень заинтересованности родителей взаимоотношениями ребенка со сверстниками, его достижениями, успехами в учебной деятельности.

  4. Наличие совместных с ребенком занятий, как проводится досуг в семье, как родители реагируют на успехи и неудачи сына или дочери.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, насколько эффективными и правильными являются методы воспитания ребенка, нет ли у него педагогической запущенности.

Оценка влияния семьи на ребенка

В этом блоке характеристика семьи включает данные об участии родителей в школьной жизни ребенка и делаются общие выводы.

Учебную деятельность родители могут контролировать постоянно, периодически или вовсе не интересоваться этим вопросом. Они могут мотивировать или относиться безразлично к желанию ребенка учиться и развивать свои интересы. Различны и частота посещений собраний, характер реакции на рекомендации и замечания педагогов (адекватная и неадекватная).

Общие выводы делаются на основании полученных данных: насколько благополучна или неблагополучна семья в материальном, социальном и психоэмоциональном плане, какие аспекты и каким образом влияют на развитие ребенка, на что будет порекомендовано обратить внимание родителям или другим воспитателям.

Описание работ, проведенных с семьей

В этом блоке характеристика на семью ученика включает описание всех работ, которые проводили специалисты разного профиля с семьей: беседы, консультации психолога, социального или медицинского сотрудника, тренинги, семинары. Стоит упомянуть все случаи, когда и кем были проведены посещения на дому, обращались ли члены семьи сами за помощью и какие изменения произошли (не произошли) в результате всех мероприятий.

Данный образец характеристики на семью является наиболее полным, потому что охватывает все сферы жизни, особенности воспитания и условия, в которых развивается ребенок.

Особенности характеристики семьи в работе психолога

Психологическая характеристика семьи помимо названных аспектов о стиле воспитания, психоэмоциональном состоянии может быть дополнена другими данными:

  • кто выполняет роль главы семьи (матриархальный или патриархальный стиль принятия решений);
  • структура семьи: открытая (допускают других людей в круг общения семьи), закрытая (общаются по большей части только друг с другом), смешанная;
  • наличие традиций; кто и каким образом оказывает наибольшее влияние на ребенка в семье, насколько реализована его потребность в защите и любви;
  • совместимость членов семьи по основным параметрам (темперамент, характер, направленность).

Для этого вида деятельности в арсенале школьного психолога желательно иметь методику «Тест-опросник родительского отношения» Варга и Столина.

Карта обследования семьи ученика

Более короткой и упрощенной может быть характеристика семьи. Образец ее представляет собой бланк, включающий такие основные моменты:

  1. Данные о родителях и других проживающих с семьей людей.

  2. Адрес и общая характеристика помещения.

  3. Социальный статус семьи.

  4. Материальная обеспеченность ее членов.

  5. Какая помощь необходима (материальная, психологическая, медицинская).

  6. Какие виды работ с семьей проводились.

Карта обследования – это тоже характеристика семьи. Образец отличается только отсутствием данных о морально-психологическом облике семьи и выводов о социально-психологическом комфорте ученика.

Характеристика неблагополучных семей

Характеристика на неблагополучную семью включает те же основные данные, касающиеся возраста, занятости, материального благополучия всех ее членов, состояния места проживания, социально-психологического образа, методов работы с семьей и выводов.

Однако в этом случае делается акцент на том, к какому типу неблагополучных семей относится данная, причины возникновения трудностей, особенности их влияния на развитие и воспитание ребенка.

Если семья неблагополучна в материальном плане (потеря кормильца, многодетность с невозможностью полноценного материального обеспечения всех членов и т. д.

), описывается соответствующая предложенная помощь (ремонт, бесплатное питание ребенка в столовой и прочее).

Если семья неблагополучна в социальном или психологическом плане (зависимости, насилие, тяжелые заболевания значимых близких), тогда характеристика неблагополучных семей должна быть дополнена сведениями о том, какая помощь была оказана ребенку, что сделали службы по работе с несовершеннолетним, чтобы помочь ему справиться со сложными жизненными обстоятельствами.

Что включает характеристика ученика из неблагополучной семьи?

Нужно добавить, что, если специалист имеет дело с ребенком из неблагополучной семьи, за характеристикой самой семьи должна последовать характеристика учащегося.

Это связано с тем, что такой ребенок может испытывать значительные трудности адаптации в учебном заведении, что естественным образом скажется на успеваемости и отношениях в коллективе.

Такому ребенку необходимо особое внимание со стороны педагогического коллектива и, возможно, помощь смежных специалистов.

Если характеристика на семью ученика описывает в этом случае причины и развитие трудностей, с которыми ее члены столкнулись, то характеристика ребенка должна показывать, каким образом эти трудности на нем отражаются.

Это преобладающее настроение, личностные черты, мотивация к учению, опрятность, организованность, желание общаться, наличие друзей, дисциплинированность, отношение к поручениям и общественной деятельности, отношение к критике, статус в коллективе, наличие вредных привычек и другие аспекты.

Характеристика семьи ученика должна быть тем ресурсом, с помощью которого можно не только выявить, но и предотвратить возможные трудности в развитии подрастающего поколения.

Источник: https://infourok.ru/harakteristika-na-semyu-obrazec-2025213.html

Характеристика полной и неполной или неблагополучной семьи из группы риска: описание, образцы и примеры

Характеристика семьи несовершеннолетнего образец

Бывают такие ситуации, когда социальным работникам, психологам или педагогам приходится сталкиваться с написанием характеристики на определённую семью. В основном пишется отрицательная либо положительная характеристика на мать ребёнка. Образец можно взять на интернет-ресурсах, но это лишь полпроблемы. На самом деле остаётся ещё множество нюансов, в которых следует разобраться.

Подготовительные работы

Прежде чем приступить к написанию, необходимо провести начальный этап — подготовительную работу. Чтобы характеристика получилась максимально правдивой и корректной, нужно:

  1. Первоначально провести беседу с ребёнком, используя психологические приёмы и методики. Понять, как он видит и воспринимает свою семью, свой дом и свою жизнь.
  2. Понаблюдать за его поведением и общением со взрослыми и сверстниками.
  3. Навестить семью дома и дать оценку атмосфере и жилищным условиям.
  4. Поговорить с родителями, чтобы выяснить, насколько они стремятся принимать участие в жизни и учёбе малыша. Задать вопросы о том, как часто они посещают учебное учреждение по просьбам педагогов, а сколько — по собственной инициативе, ходят ли на собрания и другие школьные мероприятия, проверяют ли домашнее задание и отслеживают ли дневник.
  5. Собрать отзывы от учителей, соседей, иных родственников.

При проверке в одиночку можно упустить важные детали, поэтому рекомендуется попросить о помощи кого-нибудь из родительского комитета либо коллегу-психолога или педагога. Тогда каждый сконцентрирует внимание на разных аспектах и картина получится более обширной.

Общая информация о семье

При составлении характеристики важно понимать, для чего она нужна. Её пишут с целью объективно оценить ситуацию и как можно раньше выявить проблемы, после чего — помочь их устранить, но ни в коем случае не преследуется цель навредить. Оценку принято начинать с личных формальных данных. Поэтому следует выяснить информацию о семье:

  1. Фамилию, имя и отчество, дату рождения, степень образования, место работы каждого члена семьи. К тому же уместно будет узнать контактные номера телефонов родителей и возможных родственников, которые помогают в воспитании ребёнка.
  2. Если кто-то активно помогает с воспитанием (бабушки, дедушки, дяди и тёти, крестные), собрать основную информацию и о них.
  3. Фактический адрес места жительства семьи.

Описание жилищных условий

Следующим пунктом в оценке будет дом и необходимые условия для полноценного проживания ребёнка в нём. В конце концов, нужно будет подвести итог на основании критериев:

  • Размер дома.
  • Количество комнат.
  • Наличие собственного угла и спального места у ребёнка.
  • Чистота.
  • Уют.
  • Количество свободного места.
  • Есть ли вся необходимая мебель для отдыха, учебной деятельности и игр.
  • Игрушки и иные предметы и технологии для хорошего развития.

Структура и социальный статус

Важно узнать и составить структуру семьи. Обозначить место каждого её члена и кто какую роль играет. Пример характеристики на семью, образец положительной структуры:

  • Многодетная семья, во главе — мужчина, отец. Он принимает все решения и берет на себя ответственность.
  • Мама — домохозяйка и хранительница очага.
  • Закрытая семья, любящая узкий круг общения и неохотно пускающая внутрь посторонних людей.
  • За финансы отвечает папа, за матерью — уют и домашнее хозяйство.
  • Существует уважение сына или дочери к родителям, которые выступают в виде неоспоримых авторитетов.
  • Есть свои традиции и культура, которых придерживается вся семья.
  • Права на воспитание у взрослых гомогенные.

Основным пунктом является характеристика социального статуса и места в обществе. К этим аспектам относятся:

  • Полноценность семьи.
  • Количество детей.
  • Материальная достаточность: размер и стабильность доходов; количество затрат и денежных обязательств перед банками и законом; обеспеченность ребёнка обязательными для жизнедеятельности вещами, а также личными карманными деньгами; наличие финансовых проблем и их влияние на атмосферу в семье.
  • Отношение в доме к пагубным привычкам: курение, употребление алкогольных напитков либо наркотических средств, пристрастие к азартным играм.
  • Предрасположенность к правонарушениям.
  • Урегулирование обязанностей между членами семьи: финансовых, бытовых, воспитательных и подобных.
  • Кто и как воспитывает ребёнка. При этом воспитывает именно фактически, то есть находится вблизи с ребёнком и несёт ответственность за него. Это необязательно должны быть именно родители, с такими обязанностями могут справляться и ближайшие родственники. К примеру, если родители вынуждены уезжать на заработки.

Психологические особенности

Немаловажную роль играет психологическая обстановка в семье. Строится она из таких основных аспектов:

  1. Методы воспитания: авторитарный, либеральный либо демократический.
  2. Иные воздействия на ребёнка: система награждений и наказаний, наличие режима, строгих правил и требований.
  3. Общая эмоциональная обстановка в доме: агрессивная, конфликтная, напряжённая, спокойная, безразличная, положительная, гармония и любовь.
  4. Заинтересованность родителей жизнью своего чада: его интересами, мероприятиями, отношениями с другими взрослыми и его сверстниками, настроением и мыслями в его голове.
  5. Количество проведённого вместе свободного времени: общий досуг, обеды и прогулки, общие интересы и разговоры по душам.

Вывод и профилактические работы

В конце подводится общий итог влияния семьи на ребёнка: его поведение, его физиологическое и моральное состояние, его успехи и неудачи.

Необходимо дать оценку того, как родители контролируют учебную деятельность ребёнка и контролируют ли вообще, проявляют ли интерес к его увлечениям, посещают ли школу или детский сад, и как себя ведут в обществе.

Какие выводы нужно сделать о семье:

  1. Благополучная или неблагополучная.
  2. Есть ли материальные проблемы.
  3. Социальное и классовое положение.
  4. Психологическое положение.

После того как выводы сделаны, проводятся профилактические работы: тренинги, семинары, консультации с психологом. Всё это нужно указать в характеристике. Затем стоит описать реакцию семьи на замечания и отметить, воспользовались ли они предлагаемой помощью.

Характеристика по профессиям

Для каждой профессии есть определённые особенности в написании характеристики семьи. Образец характеристики на семью для психолога:

  • Кто глава в семье: принимает решения и несёт ответственность.
  • Общение с социумом: активное, пассивное или минимальное.
  • Традиции и культура семьи воспитанника.
  • Кто воспитывает ребёнка по большей части, а также защищает и уделяет больше внимания.
  • Совместимость членов семьи по темпераменту, характеру и интересам.
  • В качестве профилактических работ рекомендуются методику «Тест-опросник родительского отношения» Столина и Варга.

Для учителя:

  • Основные личные данные членов семьи учащегося.
  • Описание жилищных условий.
  • Социальный и материальный статус.
  • Нуждаются ли в помощи, если да, то в какой.
  • Какие действия в сторону этой ячейки общества были предприняты.

Характеристика на семью ученика из неблагополучной семьи:

  • Информативные данные.
  • Материальное благополучие.
  • Состояние жилья.
  • Психологический образ всех членов семьи.
  • Выводы.
  • Профилактические работы.

Главное, делать акцент на причине, по которой был сделан вывод о неблагополучии, и назначать подходящую помощь для каждого случая в отдельности. Часто в такой ситуации возникает потребность именно в характеристике ребёнка, для того чтобы выявить скрытые в нём проблемы и помочь ему справиться с ними.

Невнимательное отношение к детям из группы риска и их игнорирование органами КДН могут привести к плачевным и непоправимым последствиям.

При составлении характеристики на ребёнка необходимо делать акцент не на условиях, в которых он находится, а на их влиянии и отражении на нём. Это может быть его психологическое состояние, отклонения в развитии, неудачи в учёбе, организованность и активность.

Источник: https://chebo.pro/otnosheniya/harakteristika-i-opisanie-semi-primery-i-obraztsy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.